Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Эволюционистская парадигма культурного развития.

18-10-2017

Большинство созданных в разные времена культурологических концепций культурного развития можно условно разделить на два типа: эволюционистские и циклические. Концепции эволюционистской парадигмы отмечают культурной общности человечества и видят во всей истории единый вектор развития, который образуется последовательностью культурно-исторических эпох. Иными словами, история культуры человечества понимается как общий эволюционный процесс, единственный путь, которым должны пройти все народы. Причем культурно-исторические эпохи и их последовательность в разных эволюционистских теориях культурного развития могут определяться по разным принципам: или как прежде эволюция морали и сознания - движение БИД дикости через варварство к цивилизации, или как эволюция форм познания: магия - религия - наука, или как эволюция экономически производственных отношений - путь от "первобытного коммунизма" через закономерные стадии общества социальной несправедливости (рабовладение, феодализм, капитализм) и переходного социалистического строя в телеологического коммунистического будущего человечества, или как процесс изменения форм политического устройства общества. Общим во всех этих теоретических построениях является то, что культурное развитие и прогресс видится в непрерывных постепенных изменениях, количественных увеличениях одних и уменьшение других измерений и качества культуры. Например, в увеличениях уровня социальной справедливости и технической оснащенности, снижение уровня зависимости от природы или расовой и национальной нетерпимости и тому подобное. Отдельные культуры (в единстве их исторического, национального, регионального и других измерений) рассматриваются культурологическим эволюционизмом только в контексте единого общечеловеческого пути "от ..." - "до ...", видятся определенными частями этого единого вектора. Отсюда возникает принципиальная возможность оценивать различные культуры по уровню (местом) расположение на этом векторе. Конечно, исходя из того, что сам вектор направлен к цели всего культурного развития, а то и к реализации определенного метакультурного смысла. Чем выше (или дальше от начала отсчета) расположено место той или иной культуры на этой шкале, тем она, соответственно, совершенная, прогрессивная, ближе к конечной цели культурного процесса и, следовательно, имеет историческое право влиять на менее совершенные культуры "подтягивая" их до своего уровня.


Другие статьи по теме:
 Эмпирические факты и теоретические обобщения в нации
 Жанровые системы искусств.
 Гуцульская резьба, экскурс в прошлое
 Стиль, традиция, канон.
 Антропный принцип Вселенной.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb