Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Эволюционистская парадигма культурного развития.

25-05-2017

Эволюционистская культурологическая парадигма считается хронологически первым (по крайней мере относительно европейской науки современного типа). ее источники чаще видятся в просветительской идее о том, что тенденция к изменениям издавна заложена в культуре, является ее существенной чертой, а конечная цель развития внутренне предопределена. Нельзя обойти вниманием и тот момент, что подобные философско-культурологические идеи развития возникших на фоне блестящих успехов естественных наук того времени, в частности еволюционистичного объяснение истории Земли и развития биологических видов. Показательно в этом плане, что один из заметных представителей эволюционизма Г. Спенсер в своем труде "Основы социологии" уподоблял человеческую культуру биологическому организму, сравнивая производство с системой питания, торговле - с распределительной системой, а государство - с системой регулятивной. (Однако обратите внимание на то, что Спенсеров уподобление культуры биологическому организму принципиально отличается от весьма распространенных уподоблений культуры биологическим организмам в циклических концепциях, о которых будет идти речь далее. У Спенсера говорится уподобление структурно-функциональное, там же мы имеем дело с уподоблением онтогенетическим , уподоблением по стадиям жизни и развития.)

Немецкий философ и просветитель И. Г. Гердер обосновывал идею, согласно которой прогресс и история возникают человеческим разумом, а все отдельные культуры составляют единство, что ведет к созданию общечеловеческой цивилизации. В работе "Идеи к философии истории человечества" он писал: "Мы проследили исторический путь некоторых народов, и нам стало ясно, насколько разными в зависимости от времени, места и других обстоятельств есть цели всех их стремлений ... А однако мы видим, идо во всем царит только одно начало - человеческий разум, который всегда занят тем, что из многочисленного создает единое, из беспорядка - порядок, с многообразия сил и намерений - соразмерные целое, отличается устойчивостью своей красоты. От бесформенных искусственных скал, которыми украшает свои сады китаец, и египетской пирамиды, и к греческому идеалу красоты - повсюду видны замысел, повсюду видны замыслы человеческого разума, который не перестает думать, хотя и достигает разной степени продуманности своих планов. Если ум мыслил тонко и приблизился к высшей точки в своем роде, откуда уже нельзя отклониться ни вправо, ни влево, то творения его становятся образцовыми, в них вечные правила для человеческого разума всех времен ... А потому одна цепь культуры соединяет своей кривой линией, постоянно отклоняется в сторону, все рассмотренные у нас нации, а также все, которые только предстоит нам рассмотреть. И эта линия для каждой из наций указывает, какие величины растут, а которые уменьшаются, и отмечает вузы точки, максимумы достигнутого ... "

Тогда же, в XVIII в., Монтескье предложил трехступенчатую эволюционную схему (охота - скотоводство - цивилизация). Однако поскольку как научная школа эволюционизм сформировался только в XIX в., То учредителями эволюционизма принято считать Эдуарда Бернетта Тайлора (1832-1917), Льюиса Генри Моргана (1818-1881) и Герберта Спенсера (1820-1903). Долгое время эволюционистская концепция культурного развития доминировала во многих национальных научных школах до сих пор имеет многочисленных сторонников и последователей. Среди Найва-домиших представителей культурного эволюционизма, кроме Тайлора, Моргана, Спенсера, следует назвать и таких ученых, как Дж. Фрезер (Англия), А. Бастиан, Ю. Липперт (Германия), Ш. Летурно (Франция), Ю. X . Стюард, Л. Уайт, Дж. Мердок (США).


Другие статьи по теме:
 СТИЛЬ В КУЛЬТУРЕ.
 Стиль, традиция, канон.
 История Рима
 Графический и аудиовизуальное способы передачи информации.
 Исторические формы искусства.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb