Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Эмпирические факты и теоретические обобщения в нации

30-04-2017

В статье "Эмпиризм, семантика и онтология" (1950), которая печатается конечно как приложение к книге "Значение и необходимость", Карнап провозглашает свою "философскую нейтральность" в том же смысле, что и неопозитивизм, который "отверг и тезис о реальности внешнего мира, и тезис о его нереальность как псевдотвердження"[10. -с.124]. Толкование логической семантики ведет Карнапа до утверждения, что проблема реальности внешнего мира - это проблема не "опыта", а языка. Он рассуждает примерно так: если мы рассматриваем объекты как несколько размещено в пространстве и времени, то мы вынуждены принять "вещной язык", в котором фигурируют имена вещей. Но мы же можем ограничиться i некой другой язык, например - "феноменолістичною", или совсем отказаться от суждения. "Принять мир вещей, - утверждает Карнап, - означает лишь принять определенную форму языка... Принятия вещевой языка ведет... также и до принятия и утверждения определенных предложений и веры в них. Но тезисы о реальности мира не может быть среди этих предложений, потому что она не может быть сформулированной вещевой языком и, пожалуй, никакой другой языке"[10. -с.125]. Тогда мы не можем ничего знать о реальном мире, поскольку не имеем средств для его выражения будь-якою мовою.

Свой вывод Карнап аргументирует следующим образом. Относительно того или иного объекта можно задать вопрос двойного типа. "Внутреннее" вопрос - это вопрос о том, входит ли объект к системе вещей в пространственно-временном отношении. Так, признать что-нибудь реальной вещью - означает "включить эту вещь в систему вещей в определенном пространственно-временном положении среди других вещей, признанных реальными согласно правил каркаса", то есть семантической системы. "Внешнее" вопрос - это вопрос о реальности вещи вообще: как таковое, оно, согласно Карнапа, научно не осмысленным. "Быть реальным в научном смысле - значит быть элементом системы; следовательно, это понятие не может осмысленно применяться к самой системы"[10. -с.128].

Следует напомнить, что при построении семантической системы ведущее место занимают условия истинности, то есть правила, определяющие значение истинности всех предложений системы. Понятно, что таких правил нельзя сформулировать, если нет точного понятия истины, которое использовалось бы в формализованных языках.

Такое определение и было дано в работе А.Тарського "Понятие истины в формализованных языках". По мнению господина Альфреда, задача состояла в том, чтобы "сконструировать предметно адекватное и формально верное определение термина "истинное высказывание"[11. -с.14], то есть он пытался уточнить понятие истины так, чтобы оно исходило из понятие истины как соответствия предложения i "факта" и в то же время формально точно действовало бы в рамках языка. Строя метамову как язык, содержащий переменные более высокого типа, Тарский, по сути, дает семантический вариант расселівської теории типов.

Из этих положений Тарского можно сделать два методолодогічні выводы. По-первое, что использование понятий "истинное"-"неправильное" в предметной (объектной) языке является незаконным. Во-вторых, что единственно адекватным употреблением понятия истины является его использование при сопоставлении двух высказываний, но отнюдь не высказывания и того положения вещей, которое выражено в этом высказывании.

Утверждение о том, что предметно адекватным и формально верным определением истины является ее семантическое определение, которое констатирует следствие сопоставление двух высказываний (а не высказывания i действительности), подано Карнапом во "Вступлении к семантики". Он считает, что термин "истинное" употребляется в логической семантике в том смысле, что "утверждать, что предложение истинно, означает то же самое, что и утверждать именно предложения; например, два утверждения - "предложение"луна круглая" истинное" и "луна круглая" - суть две формулировки одного и того же утверждения"[8. -с.55].


Другие статьи по теме:
 Архитектор М. В. Рыков
 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.
 Прерафаэлиты
 Христианская церковь и ее влияние на государство и право в период средневековья
 Сотые, фарси и мистерии, как явление культуры средневековья

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb