Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Эмпирические факты и теоретические обобщения в нации

27-04-2017

Сомнение и вера, считает Пирс, - это такие состояния сознания, которые отличаются друг от друга специфическим чувством - неуверенностью в первом случае, уверенностью - во втором. На основе веры люди уверенно действуют, а сомнение не может стало определять наше поведение. В сознании человека постоянно происходит борьба за достижение и закреплении верования: "... с сомнения начинается эта борьба, с прекращением его она завершается". Эту "борьбу" Пирс называет "исследованием".

Пирс усиливает субъективизм веры, подчеркивая ее несоизмеримости с понятием "истинности": "мы можем представить, что ищем не просто убеждение, но убеждение истинного. Но подвергайте этот вымысел испытанию, и он окажется несостоятельным; ведь, лишь только твердой веры достигнуто, мы вполне довольны, пусть и вера истинная или ложная"[Цит. по:5. -с.68]. Разновидностью верования являются "априорный метод", что закладывает в основу веры "согласны с умом" предпосылки, то есть такие положения, которые мы склонны принимать в качестве общий истин том, что они просты и понятны. Наконец, он признает существование "научного метода", основанного на гипотезе, что существуют реальные вещи, свойства которых полностью независимы от наших мнений о них; эти реальности действуют на наши чувства.

Итак эмпирическая индукция для Пирса заключается в движении от априорно заданных веры к эмпирически добытого знания. Данная констатация удостоверяет, что предложенная современным неопрагматизмом концепция освобождения философии от метафоры "разум как світчадо природы" (Р.Рорті) имеет непосредственное отношение к опровержению основополагающих принципов первого прагматизма, а не классического рационализма, для которого отсутствие тождества между мыслью и чувством считалось общепринятым положением.

Если Ч.Пірс был формальным творцом прагматизма, то Уильям Джемс (1842-1910) считается настоящим неформальным лидером этого направления. Его основные работы: "Принципы психологии" (1890-91), "Многообразие религиозного опыта" (1902), "Прагматизм" (1907), "Вселенная с плюралистической точки зрения" (1909), "Значение истины" (1909), "Очерки по радикального эмпиризма" (1912) и другие., демонстрируют обоснование тезиса, что "прагматический метод... пытается истолковать каждую мысль, указывая на ее практическое применение". Объясняя этот тезис, Джемс утверждает: "если Вы оперируете прагматичным методом... из каждого слова Вы должны добыть его практическую имеющуюся стоимость, должны заставить его работать в потоке Вашего опыта. Оно рассматривается... как указание на те методы, при помощи которых может быть изменена данная нам действительность.

Таким образом, теории является не ответами на загадки, - ответами, на которых мы можем успокоиться: - теории становятся орудиями... мы идем вперед и... изменяем с их помощью природу"[6. -с.165]. Идеи и теории используются как "правила для действия" (по выражению Пирса), то есть, "общие принципы" (по выражению Уевелла). Таким образом, истина содержится не в "согласовании" наших идей с объективной реальностью. Здесь идей и теории становятся истинными в той мере, в какой они служат людям, как "инструменты" для достижения цели.

Объясняя свое отношение к науке и религии не как различных толкований бытия, а как указания путей действия, Джемсом определяется, что каждая из них играет свою роль в регулировании поведения. Как научная, так и религиозная идеи ведут в этом мире к вознаграждения, а потому как одна, так и другая точка зрения одинаково "истинными" с позиций прагматизма. Это фактическое толкования науки в качестве разновидности идеологии, которое, кстати, было предложено именно прагматизмом, неопрагматизм, также подверг ніщивній критике.

Исходя из пірсового положения - "истина содержится в будущий полезности для наших целей", - Джемс выдвигает тезисы теории истины:

1) Истина создается в процессе проверки идеи;

2) Истина - то, что "работает", имеет практические последствия, которые

соответствуют нашим ожиданиям;


Другие статьи по теме:
 Гравюра старопечатных
 Становление новых форм искусства: футуризм, сюрреализм, дадаизм.
 Поселение и жилище
 Народная одежда
 Психоаналитическая (фрейдовская) концепция.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb