Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Эмпирические факты и теоретические обобщения в нации

28-06-2017

Анализ сновоположень методологических соображений О.Конта, позволяет увидеть, что его індуктивізм ограничивается "сенсуалістським эмпиризмом". Теория, согласно Контом, может стать самостоятельным предметом научного (положительного) познания, если она станет эмпирическим чувственно имеющимся бытием (например в виде текста), которое отличается от других похожих форм бытия (например: отличие базовой теории классической механики от романов Вальтера Скотта).

В целом, позитивизм разницу между наукой Нового времени и наукой средних веков сводит к изменению роли индукции и дедукции. Средневековая наука, следуя линию арістотелевської философии, придерживалась дедукции и оперировала путем выводов из общих правил для отдельных фактов, тогда как новая наука (после 1600 года) начинает с отдельных фактов, которые наблюдаются, и приходит к общих принципов с помощью метода индукции. Так, естественные науки - физика, химия, биология - получили название индуктивных наук. Одной из важнейших трудов індуктивістів по истории естественных наук следует назвать "Историю индуктивных наук" Уильяма Уевелла.

Уевелл демонстрирует, что "новая наука" собирает отдельные факты путем наблюдения и эксперимента и переходит от этих фактов с помощью метода индукции в общих принципов, тогда как Аристотель начинал с общих принципов и путем логических умозаключений (дедукций) выводил из них отдельные события, которые можно было наблюдать. По его мнению различие между "древней и новой наукой" заключалась не в использовании индукции - древняя наука так же основывалась на использовании индукции, как и новая, - а в критериях, благодаря которым открыт принцип признавался справедливым. Теперь метод "проверки" является другим; большее внимание уделяется согласованию результатов с эмпирическими фактами, а не согласованию принципов с принятым заранее (априорно) картиной мира.

Специфической особенностью позитивизма Спенсера является широкое использование общих суждений, которые в развернутом виде нашли свое место в его учении о "общую эволюцию". "Интеграция материи сопровождается рассеянием движения, что превращает материю с неопределенной, несвязанной однородной субстанции в определенную різновидну, что осуществляет преобразование движения"[4. -с.211]. Эта формула эволюционного процесса конкретизовна в общих законах эволюции - несталості однородности последствий; группирование; урівноваженності. Направление эволюционирование - урівноваженність. Однако, окончательная равновесие движений является противоположностью движения, поэтому она снова приводит к рассеиванию движений.

Свое учение о общую эволюцию Спенсер описывает как результат описания фактов, а не метафизического конструирования системы мира. Так, факты свидетельствуют, что эволюция происходила и происходит, а утверждение, что она будет происходить - не научное, а метафизическое. С помощью таких соображений Спенсером была обнаружена фундаментальный тезис індуктивізму: при исследовании конкретных вопросов невозможно создать методологию прогнозирующего характера. Поэтому проблемы прогнозирования решаются с помощью общих вопросов.

В 1871 году в Кембридже (Массачусетс) группой лиц с "родственными" мыслями был создан "Метафизический клуб", который считал необходимым проводить пропаганду принципов последовательного індуктивізму. Приоритет в формулировке ответа на определенное первыми позитивистами вопрос о связи понятий с активностью нашего ума и эмпирическим опытом, принадлежит Чарльзу Сандерсу Пирса (1839-1914). Фактически из его статьи "Как сделать наши идеи ясными" (1878), которая считается классической постановкой проблем прагматизма, и началась эта философское течение.

В своей логике Пирс развивал идеи індуктивізму Милля, Буля, Джевонса и де Моргана. Соответственно этому он рассматривал логику как науку о эмпирически данные связи знаков (символов), науку чисто формальную и независимую от психологии. Он считал, если мы хотим иметь научную "метафизику", то она должна основываться на логике, ведь ее законы - это законы и бытия, и мысли. Его принципы иллюстрируются такими сентенциями: "мои принципы абсолютно исключают использование мной психологии в логике"; в то же время: "формальная логика не должна быть слишком формальной; она должна представлять факты психологии, иначе ей грозит опасность вырождения в математическую розвану", и, наконец, "метафизика заключается в последствиях абсолютного принятия логических принципов не только как регулятивной значимых, но и как истин бытия"[Цит. по: 5. -с.44].

Само слово "прагматизм" традиционно выводится от древнегреческого "прагма" - действие. А прагматизм понимается как "философия действия", который целенаправленно противопоставлено руководстве на "чистую" теорию. Прагматизм сводит знания к "прагматической веры" или "верования", которая является непосредственное орудие эмпирической действия. Этой проблеме посвящена статья Пирса "Закрепление верования" (1877).


Другие статьи по теме:
 Эволюционистская парадигма культурного развития.
 Разрушение озонного слоя Земли
 Нравственно-правовой культуры.
 Философско-социологический осмысления культуры.
 Психоаналитическая (фрейдовская) концепция.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb