Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Вероучение униатства базируется на общих для христианской религии положениях

23-05-2017

В 1772 г. настало время первого раздела Польши и прихода в Галичину Австрии, а с ней - другого государственного уклада и несколько иного отношения к католицизму и унии. Австрия начала с того, что безграничная шляхетская произвол была втиснута в жестокие рамки австрийских законов - Австрии нужны были покой и регулярные денежные поступления в государственную казну; было ликвидировано значительную часть польских костелов и монастырей, а их земли конфискованы. На основе конфискованных земель создан так называемый религиозный фонд; греко-католическая церковь получила равные права с римо-католической; униатское духовенство получило не только реальное правовое, но и материальное обеспечение в виде ежемесячной платы из религиозного фонда. Греко-католическому духовенству было открыто реальный доступ к высшему образованию во Львове, Вене, Инсбруке и Риме. Во Львове был открыт греко-католическую семинарию, которая гарантировала студентам-богословам полное материальное обеспечение, что умотивлювало получения образования способной бідняцькою молодежью.

Понятно, что никакого благотворительности со стороны австрийских властей здесь не было; был трезвый политический расчет на ослабление польского влияния в Галиции, в частности противопоставление ему местного населения и униатского духовенства. Воплощался в жизнь известный принцип Макиавелли "разделяй и властвуй", но в данном случае его реализация была выигрышная для украинцев: создались благоприятные условия для национального возрождения. Следует признать, что значительная часть проблем национального возрождения упала на плечи греко-католического духовенства. Как признавалось на Львовском (1946 г.) соборе в XIX ст. "наша униатская церковь медленно сбросила с себя польское духовное порабощение и именно она возродила наш народ национальное".

В связи с этим нужно вернуться к вопросу оценки унии. Да, действительно, заключения унии было принято негативно значительной частью населения Украины, которая видела в нем попытку идеологического и религиозного обоснования политики полонизации и католичення, введенных правительством Речи Посполитой. Однако суть унии как союз православия и католицизма не оставалась неизменной. Это объяснялось как переменами в социально-политической жизни, так и сугубо религиозными факторами, а также непростым положением униатского духовенства. Последнее находилось между двумя основными силами, интересы которых и следовало учитывать в своей деятельности: это польская и спольщена украинская шляхта, которая пыталась использовать унию в своих политических и корыстных целях; с другой стороны, это украинский народ, угнетенный чужими и своими вельможами. Униатское духовенство должно было заигрывать с первыми для того, чтобы обеспечить свое материальное и политическое благополучие, и в то же время, беспокоиться о том, чтобы укрепить или хотя бы не потерять своего влияния на широкие массы, хорошо понимая, что духовенство без паствы существовать не может. Понимание этого в конечном счете приводит к определенной эволюции самого униатства. Уніатському духовенству приходилось больше внимания уделять решению вопросов, касающихся судьбы украинского народа, сохранения национальной самобытности, национальной культуры, языка и т.д. Постановка этих вопросов, а тем более попытка их решения со стороны греко-католического духовенства не входила в планы польской шляхты.

Автор считает, что в истории этой религиозной конфессии следует выделить не только негативные аспекты, но и с положительной стороны освещать ее функционирования. Следует признать и то, что уния с Римом дала возможность сохранить в условиях латинизации и полонизации восточный обряд. Насколько важным это было, показали более поздние события, в частности так называемая Пинска уния 1921 г., когда польское католическое духовенство с целью полонизации православных навязывало им римо-католический обряд и делало все возможное, чтобы отвлечь их от униатства, где обрядность в значительной мере предотвращала полонизации. Ведь обряд - это не просто форма вероисповедания, практический проявление религиозного сознания, а исторически сложившаяся и освящена традицией органическое единство вероучения и культуры данного народа, проявление и фактор его духовности.

Введения унии вызвало пробуждение национального сознания украинцев. Довольно скоро под давлением обстоятельств и представители униатского духовенства пришли к выводу, что эта церковь должна стать одной из значительных сил, направленных против денационализации и полонизации украинского народа. Поэтому польские власти начали преследовать и униатов, очень скоро они убедились, что "уния им не выгодна", потому что не оправдывает возложенных на нее надежд (Деяния собора греко-католической церкви во Львове. 8-10 марта 1946. - Львов, 1946. - С.107).


Другие статьи по теме:
 Социально-психологическая природа религии "Нового века"
 Библия как памятник культуры
 Самые древние верования праславян
 Начало христианства на Украине
 Научные теории происхождения религии

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb