Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Трудовая концепция

14-07-2017

Однако в приведенных цитатах из работы К. Маркса речь идет скорее о роли труда в развитии человеческого общества (но уже имеющегося как именно человеческого), а также изучение истории на основе материальных остатков культуры - конечно, первоначальные культуры оставили по себе прежде всего орудия труда ( также вполне естественно - ведь нематериальные аспекты древних культур не могут быть наблюдении), но нигде прямо не говорится о том, что человек как таковая появилась именно благодаря труду. Поэтому на окончательное подтверждение этой идеи чаще всего обращаются к одной из глав труда Энгельса "Диалектика природы" (эту главу автор издал также отдельной статьей под названием "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"), в которой Энгельс якобы провозглашает: "Труд создал человека ". Именно не формулировка считается сути трудовой концепции культуры ее сторонниками, и именно в таком виде она подвергается критике ее противниками.

Здесь уместно вспомнить слова Г.-Г. Гадамера: "Ничто не терпит столько, сколько вырвано из контекста цитата". Дело в том, что в действительности именно такой фразы у Энгельса нет. Слова "... труд создал ... человека" есть только окончанием фразы (не совсем даже точным), а не завершенным отдельным утверждением, и в полном контексте далеко не имеют той однозначности, которая им так часто приписывается. Приведем абзац, в котором приняты ни слова, полностью: "Труд - источник всякого богатства, говорят политико-эконом. Она действительно такова рядом с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Аде она еще несколько бесконечно больше, чем не. Она - первое основное условие всей человеческой жизни, и к тому же в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека ". Как видим, в полной цитате Энгельса только "в определенном смысле" речь идет о создании человека трудом, здесь нет той буквальности и абсолютности, которые так часто приписываются классикам марксизма в этом вопросе. И, кажется, нельзя не согласиться, что труд действительно в определенном смысле создал человека как вид, как, собственно, делает человеком и каждого из нас в отдельности. Правда, для устранения недоразумений следует выяснить границы и ракурс того определенного понимания роли труда в превращении обезьяны в человека, о котором говорит Энгельс.

Прежде всего следует обратить внимание, что на первой же странице своей статьи как о "решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку" (и даже выделяя эти слова принципиальное положение) Ф. Энгельс пишет о том, что предки человека, человекообразные обезьяны, под влиянием образа жизни, т.е. жизни на деревьях, которое требовало, чтобы при лазании руки выполняли иные функции, чем ноги, начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и постепенно стали усваивать все более прямую походку. Энгельс отмечает, что уже в обычных обезьян существует определенное разделение функций между руками и ногами: при лазании они пользуются руками иначе, чем ногами. Кроме того, рука служит у обезьян для уборки и содержания пищи, как это делают и некоторые другие млекопитающие при помощи своих передних лап. Руками обезьяны могут выполнять и ряд других простых операций: строить гнездо, бросать плоды, камней и т.д.. У человекообразных же обезьян на освободившиеся руки приходилось все больше других видов деятельности. В течение очень большого промежутка времени, по сравнению с которым известный нам исторический период является незначительным, освобождена рука могла "усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная им большая гибкость передавалась по наследству и возрастала из поколения в поколение", пока не образовалась "большая расстояние между неразвитой рукой даже самых высоких человекообразных обезьян и усовершенствованной трудом сотен тысячелетий человеческой рукой ".


Другие статьи по теме:
 Быт и нравы
 Астросоциологичний парадокс.
 История слова культура, его современные значения.
 порядок создания крестьянского (фермерского)хозяйства
 Идеи множественности вселенных и населенных миров в истории культуры и в современной науке.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb