Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

трансформация общества

06-05-2017

Во времена "холодной войны" главным показателем развития было решение идеологического вопрос: вы за социализм или капитализм? Главный вопрос глобализации - в какой мере вы связаны с другими? Ведущие экономисты периода глобализации И. Шумпетер и А. Денежные средства считают, что наилучшим выходом является высвобождение стихии капитализма. И. Шумпетер, который был министром финансов Австрии, а ныне является профессором Гарвардской школы бизнеса, совр-ну рассматривает экономику как "творческое разрушение", то есть непрерывный процесс замены устаревших структур более эффективными. Такое же мнение утверждает американский политолог Д. Аптер: "Политическая нестабильность в социальном смысле вы-робляє дух творчества и инноваций".

Взаимосвязь порядка и хаоса чрезвычайно четко проявляется именно в процессе модернизации общества. Так, по мнению украинского ученого М. Михальченко, стратегические цели модернизации заключаются в достижении стабильности общественной системы. Нестабильность (хаос) также выступает как необходимый элемент политического процесса. Потому что очень часто стабильность может перерастать в стагнацию, что тормозит общественно-политические процессы. И тогда главным фактором прогрессивных изменений становится нестабильность как поиск новых моделей развития.

Таким образом, на первый план выступает такое понятие, как самоорганизация сложной системы, творческий синтез порядка и хаоса. По мнению одного из авторов синергетической теории Г. Хакена, систему можно назвать способной к самоорганизации, если она без специфического внешнего влияния создает пространственную, временную или функциональную структуру. В случае самоорганизации система вступает в неспецифическую взаимодействие с другими, внешними по отношению к ней.

Системы, способные к самоорганизации, имеют такие качества, как открытость и не линейность. Открытость в синергетиці означает наличие постоянного обмена системы со средой веществом, энергией, информацией. Относительно социальных систем, специфика такого обмена заключается в том, что он осуществляется не только на периферии, но в каждой точке данной системы, имеет место взаимопроникновение различных сред.

Исходя из этого, анализ уровня открытости общественных систем, их политической жизни должно охватывать все общественно-политические элементы - от единичных (открытость человека) - до всеобщих (открытость общества, государства).

Проблема открытости общества рассматривалась такими выдающимися учеными, как К. Поппер, П. Бергсон, Ю. Хабермас, Дж. Сорос. К. Поппер, например, прямо связывает открытость общества со способностью к "самореформування и самосовершенствованию". Ю. Хабермас политически функциональную открытость рассматривает как механизм преобразования государственной власти на механизм самоорганизации общества. Идея самоорганизации, основанной на общественной коммуникативности свободно объединенных членов общества, таким образом требует преодолеть отчуждение государства и общества. Они становятся элементами единой системы самоорганизации и развития социума. Тенденция к преодолению дихотомии "государство - общество" зарождается в конце XIX ст., когда формируется взаимозависимость государства и экономики. Она проявляется в их юридическом отражении, с одной стороны как неокорпоративістське "обобществления государства" с позиций новорожденных корпораций, а с другой - как "огосударствления общества", что происходит вследствие политики вмешательства со стороны более активной государства. Именно процесс самоорганизации общества демократическими средствами преодолевает разделения государства и гражданского общества на основании фактически посталого функционального взаимопроникновение обеих систем.

Таким образом, проблема способов реализации и перспектив модернизации украинского общества требует, прежде всего, его оценки с точки зрения способности к самоорганизации. Даже беглое ознакомление с историей нашего общества убеждает в том, что оно имеет недостаточную открытость, потому что его развитие в основном проходит в условиях закрытых систем - от жестких авторитарных форм до хаотического состояния.


Другие статьи по теме:
 Сотые, фарси и мистерии, как явление культуры средневековья
 Антропный принцип Вселенной.
 Структура высшего образования в Украине
 Язык как символический код культуры
 Культурологические концепции массовой и элитарной культур.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb