Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

ТРАКТАТ «О ОСМИХЪ ЧАСТЕХЪ СЛОВА»

13-06-2017

Очевидно, славянский переводчик греческого текста не находил им адекватных аналогов в родном языке. Будущее время - «будущее время», - делится на две разновидности - «помалЂ бывающее» (бить хощю; бить мА хотАть) и «будущее» (бить имамъ; бить мА имутъ). В определении двух форм будущего времени грамматик пошел по греческим образцам и славянские формы различил, пожалуй, искусственно. И отдельного термина для будущего второго он не нашел. Однако автор, очевидно, чувствовал, что спряжений у славян меньше чем у греков, поэтому специально предупредил (без примеров), что «супроужьства ... дЂлАт же са въ три на десАть ω (т) еллинъ» (340).

Причастие - слово, имеющее некоторые категории глагола, некоторые - имени: «Причастие же есть глъ имЂАй нЂкаА послЂдствующа рЂчы и нЂкаА послЂдствующа имена» (340), а именно: «роды, виды, начертаниа, числа, падежи, железы, времена и соупроужьства сего ради и глетсА причастие, зане причаствоуетъ и имена и рЂчы », - пишется в трактате (340). В статье говорится о причастия «дЂйственаго (залога) в трехъ родЂхъ» (пиша, глАй, БиАйЭм; пишущий, глющы, биющи; еже пишущий, еже глюще, еже биющи) и «страстнаго» (пишемыы, глемыы, биемыы; пишемаА; глемаА , биемаА; пишем, глэм, бием). Характерно, что в пункте о причастии пассивное состояние названо именно так, а не страдалныы, как в пункте о глаголе.

Несмотря на то, что в перечне категорий («послЂдоующихъ») причастия падеж именуется падежа, ниже падеж опять называется Падение (341, 342). После короткого замечания о причастии в трактате говорится о значении падежей и вместе с этим выясняются мотивы номинации каждого из них: «Падение есть глъ знаменует родъ ли часть ли стАжание (собственность - В. Н.) ли дание ли вину (причину. - В. Н.) тЂла, сирЂчь имена. да оубо часть или стАжание назнаменуетъ родна, глемъ потому глава ли рука ли нога Павлова есть. и паки домъ ли стАжание ли животно Петрово есть ... дателнω же есть, егда глемъ даа Петру хлЂбъ ... виновно же есть егда глемъ, ıако члка совета сниде бгъ на землю ... »(341). На основе этого контекста становится понятным, почему в родительном падеже в парадигмах трактата вместо существительных с соответствующими флексиями даются притяжательные прилагательные в форме именительного падежа. Предлог совета в иллюстрации лишний раз указывает, что основная часть трактата - перевод с греческого языка, поскольку этот предлог функционировал обычно с формой родительного, а не винительного (ср. гр. Προς с винительным, который переводится старославянским совета - Slovnik, III, 546). Грамматик правильно замечает, что другие падежи отличаются от именительного окончаниями - «по конечнемъ писмены» (341). В пункте о причастии объясняется срок Падение: «истиньствословует же са падения ω (т) еже падать. падает так и раждается ω (т) права всАко падения »(341; относительно термина истиньствослововаты« этимологизировать »пор. гр. ετυμολογία« этимология », с ετυμον« истина »и λόγος« слово »). Источник, из которого взяты утверждения о том, что от именительного зависят другие падежи, неизвестно (Ягич 1895, 362).

Член (артикль) определяется в трактате как часть речи, объясняет падежи независимо или выступает зависимой: «Различие же есть ... сказателно падежемъ же в себЂ. и егда глемъ иже », причем первое утверждение иллюстрируется славянским указательным местоимением: это члкъ, конь, волъ; это слава, земли, жена; это ННО, чювьство, древо» (341).

Говоря о различие (артикль), автор метко подчеркивает, что «падения же именъ различиА НЕ требують въ словенскомъ языцЂ ни же имуть предчинных», то есть падежи не нуждаются препозитивних артиклей. Правда, он утверждает, что в славянском языке употребляются два постпозитивни («подчинна») артикли: иже, его же, ему же (мужской род), юже, ее, ей (женский) и другие. Отмечая богатство греческих артиклей, автор еще раз подчеркивает: «и оубо различиа въ еллинско (м) ıазыцЂ мнωжае сихъ ихже рЂхомъ НЕ вмЂщаютсА. дЂлАт же са в (ъ) двое, в предчинна и подчинна »(342). Он обосновывает употребленный термин: это часть речи названо различие вследствие того, что она служит для различения родовых форм имени («сего ради наричетсА, яко разньствуа именωмъ, сирЂчь моужскому, женьскому и среднему») (342). Разряды артиклей названо в связи с местом их по имени «предчинна того ради глютсА, ıако предварАютъ чинъ и слогъ именомъ, подчинна же ıако послЂдующа Симъ» (342). В перечне категорий члена в трактате названы и «видъ», но иллюстрации не приведены. Г. В. Ягич говорит, что автор статьи, отступив от греческого источника, допустил ошибку, потому что здесь надо было назвать «число» (там же, 355).

Открытое Л.П. Жуковской продолжение трактата имеет заголовок «А это сказание триемь частемъ слова, оставш (м) ω (т) осмий частей слова», хотя фактически в нем кратко рассмотрены четыре части речи: местоимение, предлог, наречие и союз (Жуковская , 39 - 42).

В дополнении говорится, что «мЂсто имени» (местоимение) характеризуется категорией рода - мужcко (падежные формы: онъ - оного, тот - того - назад; сей - сего - сему; и, или иже), женcко (она - оныА; и - Тоа - тот; СИА - сеа - сей, я, или яже), cpе (д) нe (оно; сеет, есть, или еже) и категорией числа - еди (н) ст. (Онъ, тот), двух (и). (Она, и), мно (ж), (они, тиы).


Другие статьи по теме:
 Понятие изменения и его применение в культурологических контекстах.
 Религия в судьбе украинского народа
 ИСТОЧНИКИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ (xi-xiii вв.)
 Основные достижения эллинизма
 Литературный процесс эпохи эллинизма

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb