Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

ТРАКТАТ «О ОСМИХЪ ЧАСТЕХЪ СЛОВА»

17-04-2017

Далее в памятке снова называются грамматические категории существительного, которых насчитывается пять: «роды, виды, начертаниа, числа, падежи» (337).

Учитывая «видъ» имя разделяется на «первобытно ... не потому ω (т) иного приАтсА» (например, члкъ), то есть первоначальное (непроизводное), «дЂиствено ... ω (т) дЂиства прозывается» (например, ковачъ) , то есть название деятеля, «рододатно ... ω (т) рода» (например, шума), т.е. название по происхождению, «повЂстно» (например, обЂшенникъ) «обЂшенникъ потому подастъ всему роду обЂшения има» (337).

Относительно изображения на письме - начертания - имя характеризуется как просто, когда из одной части речи (Петръ, Павелъ, Фома, Милош, Драгош), сложно - из двух частей (Доброславъ - с добром и слава; Радославъ - с радость и слава; Драгомиръ - с драг и миръ, причем добро, Драго автор квалифицирует как наречия), пресложно - из трех частей речи (блгоповЂстникъ, злоприАтенъ и др.). (337). В «пресложных» существительных, следовательно, автор считает префикс частью речи (очевидно, предлогом). Грамматист пишет: «осмь частой Соут слова, има же всЂхъ ıако основание, прочая же оубо части огланиа Соут имени. В имени потому глютсА ıавлıающы страсть или дЂиствующаго, множае же онЂхъ рЂчь »(338), есть другие части речи, особенно глагол, объясняют существительное. «РЂчь же е (с) [ть] часть слова непадающы, сказателна лицо и времени, дЂиству же и страсти, и обЂма въкоупЂ» - так определяются характерные особенности глагола (оно не имеет падежей, но у него есть лицо, время, активность и пассивность или обе вместе).

Глагол характеризуется тремя часами («на три потому дЂлитсА время» - 338). Оно передает действие в прошлом, настоящем и будущем временах - «дЂйство мимошедшаго» (Петръ оучаше), «настоящаго» (Матθей блговЂстоуетъ), «боудоущаго времени» (вамъ соудАтъ; очевидно, речь идет о форме настоящего времени в функции будущего 5). «Мимошедшее время» обозначается также синонимичным словом «Минувшее» - «это ıавы рЂчь дЂйство миноувшаго и настоящаго и будущаго времени» (338), что свидетельствует о неустойчивость грамматической терминологии в трактате. Далее в статье говорится о залогъ «состояние» глаголы. Глаголы «дЂйственного залога» (примеры представлены выше) указывают на (активную) действие, а «страдалнаго» - на страсть «пассивность» (слнце померче, камение распадесА; xc распинаетъсА, слнце померцаетъ, камение распадается; xc распнетсА, слнце померкнетъ, камение распадетсА (338). В трактате говорится и о глагола «посредЂ же страсти и дЂйства» (Биас 6), т.е. среднего сословия.

Через «изложения» (способы) глагола выражается воля «въ повелЂномъ, в (ъ) млтвеномъ, в вопросномъ, въ звателномъ, в повЂстномъ». В трактате иллюстраций этих форм способа нет. В глагольных способов автор относит и «изложение необавно», которое само собой не выражает ни лица, ни времени, ни состояния и может сочетаться (в греческом языке, хотя грамматик этого не отмечает) с «различиемъ» (артиклем) (еже чести полезно) и другими частями речи. Итак, речь идет о инфинитив.

Относительно «вида» (собственно отношении непохидности и производности) глаголы выступают «дЂлимЂы на двое» - «в первообразной» (хощоу, прииму, второй пример неудачный) и «преводной» (восхощу, восприиму) - производное. Глаголы характеризуются с точки зрения «начертания», что указывает, лексема «простая» (дамъ), «сложна» (въздамъ), «пресложна» (воздамъ емоу; пример в составное глагол неудачный). Глагол имеет столько чисел, сколько имя. Автор дает парадигмы настоящего времени в числе, двойственное и множественном активного состояния (теорий, творить, творитъ; творения, творить; творим, творите, творАтъ) и пассивного (биАсА, биешисА, биетсА; биевасА, биетасА; биемсА, биетесА, биютсА) однако указанная перед этим глагольная форма трактуется как «посредЂ же дЂйства и страсти». «Лицо» (лицо) глагола указывает, «глаголетъ кто в себЂ. ли к немой же онъ глетъ, ли в иномъ НЕ соущемъ ту »(339). «Лицъ» насчитывается три - «перво» (глю азъ), «второ» (глешы ты), «третие» (глетъ онъзы) (339). Поскольку «время же есть сопритязаемо миросъставлениа в нелы же всАко мЂритсА движение», глаголы указывают на время. «РаздЂлАетъ же са время на трое. Въ предибывшее, в настоящее, въ боудущее »(340). Характерно, что для обозначения прошедшего времени здесь употреблено новый срок предибывшее (предбывшее) (вместо предыдущего «мимошедшее», «Минувшее время»). За автором, настоящее время не делится на другие временные формы. «Время предибывшее» - прошедшее время - делится в трактате еще на четыре: «протАженное» (биАхъ, биАху мА), т.е. имперфект, «непредЂльное» (бихъ, биху мА), т.е. аорист, «надпредЂлАемое, предлежимое». Неизвестный языковед пишет, что последние две временные формы, «Азыку неприятнЂ» (при них нет иллюстраций).


Другие статьи по теме:
 Религия как органический элемент культуры
 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ИВАНА ФЕДОРОВА
 ХОЗЯЙСТВО
 Понятие изменения и его применение в культурологических контекстах.
 История Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb