Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

ТРАКТАТ «О ОСМИХЪ ЧАСТЕХЪ СЛОВА»

11-06-2017

Имя в исследуемой достопримечательности делится на мужеского (например, бгъ, Петръ, вЂтръ, мЂсАцъ, свЂтъ), женьско (например, стаа, БЦА, ДША, луна, земля), среднее (например, естество, ЦС (с) тво, ННО) (Ягич 1895, 335, далее после примеров даем только страницу с этой публикации). Род одних имен выявляется с помощью артикля, других - без него. Автор статьи высказывает свое собственное наблюдение над славянской системой - без артикля род имен узнается так: имя мужского рода «еръ скончаваетъ» (то есть заканчивается на-ъ), женского - азъ (т.е. на-а), среднего - онъ ( т.е. на-о).

Имени присущи пять падения «падежей» (как отмечалось, в исследуемом списке падеж именуется также падежа). Они бывают падежа: права «именительного», родна «родового», виновно «винительного», дательно «дательного», звательна «звательного». Падежи и падежные формы языковед иллюстрирует в парадигмах существительных родов мужского - члкъ, члковъ, члка, члку, ω члче, женского - жена, Жени, женою, женЂ, ω жено, среднего - есте (с) тво, есте (с) твовать, Эсте (с) тва, есте (с) твоу, со е (с) т (ес) тво. В парадигмах привлекает употребление родовых форм притяжательного прилагательного вместо формы родительного падежа. Оно, вероятно, вызвано тем, что славянский переводчик некстати принял во внимание только одну из функций родительного падежа греческого языка - выражения притяжательности. Подобная трактовка материала наблюдается и в других славянских граматистив. С. Заборовский в грамматике латинского языка (1-е изд. 1518, последнее - 1564 г.), объясняя ученикам польском отличие имени Joannes, в родительном падеже представляет Joannis - Janowo, albo Janów, Janowa, Janowego, Jana (Cytowska, 29 ).

После этого автор вновь возвращается к вопросу об определении рода имен.

В трактате отмечается, что некоторые имена кажутся мужскими, «не потому азомъ скончеваются, но еремъ» (кровь, соль, трость, персть), но артикль («различие») указывает, что они относятся к женскому роду. Так дополняется ранее высказанное мнение о окончания существительных, с помощью которых познается их грамматический род. Далее говорится, что среди существительных среднего рода являются слова «не скончавающесА ономъ, но естемъ» (т.е. не на-о, а-е) - слнце, оружие, копье; что между существительными женского рода является лексемы, которые «не скончаваютсА на азъ, но на и »(т.е. не на-а, а-и) - мать, свекры, дщы, а среди существительных мужского рода оказываются слова, которые« не на еръ конецъ имоуть, но на и »(т.е. не на-ъ , а-и) - ками, гвозди [и], черви [и] (336). Г. В. Ягич утверждал, будто древний славянский языковед сближал существительные женского рода типа кровь, соль с существительными мужского рода типа члкь, потому трактовал конечный гласный в обоих случаях как «еръ» (Ягич 1895, 363). Восточнославянский список памятника не дает полной основания для такой трактовки материала, ведь в ней говорится, что некоторые имена женского рода «скончеваются ... еремъ», то есть-ь, а не «еромъ», то есть-ъ.

Отнесение существительного свекры (вместо свекры), ками (вместо Камы) до слов с конечным-и свидетельствует о слиянии в языке автора давних ы и и (там же). Как отмечалось выше, не исключено, что повторные рассуждения о роде существительных является позднейшей интерполяцией.

Во всех родах есть еще разделение на имена «Общая все мое е (с) [тес] тву» и на «собно коемоуждо съставу», следовательно, в рамках всех родов имена делятся на общие (например, члкь, жена, соущество) и собственные ( например, Петръ, Анна). Для имен среднего рода примеры в статье подобраны неудачно: НБО, желЂзо (336).

Имена имеют «числа единственно, двойном, множнω», т.е. единственность, двойственное, множественное (как отмечалось, в некоторых списках - единствен, двойствен, множествено). Поскольку формы единственного приведены там, где речь шла о падеже, соответствующие слова (человЂкъ, жена, естество) автор отменяет только в двойственное: члка, члку, члка, ω члка; женЂ, женинЂ, женам, женЂ, ω женЂ; е (с) ствЂ, есте (с) тву, е (с) ствЂ, е (с) ством, ω е (с) ствЂ; и множественном числе: члцы, члкъ, члкы, члкωмъ, ω члцы; жены, женъ, жены, женамъ, ω жены; е (с) ства, е (с) ствъ, е (с) ства, е (с) ствωмъ, ω е (с) ства. Характерно, что в родовом двоини (члку, есте (с) тву, но - женинЂ!) И множества (члкъ, женъ, е (с) тествъ) грамматист представляет действительно падежные формы, не заменяя их притяжательными прилагательными (как это он сделал в парадигме единственного числа).


Другие статьи по теме:
 Становление смыслового пространства КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ культурогенеза.
 Эллинистической религия
 ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НА УКРАИНЕ В xvi-xvii вв.
 Вернадский В.И. - первый президент Академии наук
 Выдающиеся шедевры культуры эпохи Возрождения

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb