Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Терминологическая картина художественного авангарда.

03-09-2017

По известному выражению, "мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны". И хотя, конечно, такое решительное обобщение является преувеличением, но бесспорно, что вместо изобретения новых слов мы охотно интерпретируем известны, находим потерянные и скрытые значения, создаем целые каскады новых семантических связей, увеличиваем многозначность. Такая тенденция характерна и для формирования научных категориальных и терминологических систем. Обозначая то или иное изобретено (или только осознанное) понятие, ученые нередко обращаются к уже имеющимся срокам, образуя их новые лексико-семантические вариации, или до повседневного словесного обихода, и с этого языковой среды подбирают слово, так или иначе близок к сущности научно очерченного феномена, отражает его содержание, характер, структуру и т.д.. С одной стороны, такое "видпарошування" сроков может облегчить и ускорить "вхождение" в общий широкий контекст, с другой - требует филигранной точности как определения, так и использование терминов, учета их семантики в контексте других наук. В настоящее время усиление междунаучных интеграции при введении научного термина следует учитывать не только на внутринаучная терминологическую картину, но и на то, как новый срок может быть соотнесен с терминологическими системами наук, родственных и близких по предмету исследования. То есть должны быть учтены все возможные формальные параллели, способные повлиять на семантику нового термина.

Одним из "игра не научных" терминологических "гнезд", которые используются в области гуманитарных наук (прежде в истории, философии, культурологии, эстетике, искусствоведении и др.)., Являются сроки с основой modern (от фр. Moderne - новый, современный) . К сожалению, несмотря на широкую известность, их дефиниции до сих пор не имеют разрешения, а использование так и не вступило устойчивости, общественность ьноприйнятости.

Наконец, использование основы modern для образования терминов, что означают те или иные исторически обусловленные явления, вообще вряд ли с удачным. Во-первых, наименование любого феномена "современным", "новым" ничего не сообщает о его сущность и характер, а. во-вторых, само представление о "новом" постоянно движется во времени и прежнее "новое" и "современное" очень быстро становится "ретро". Определение феномена как "современного", "нового" является достаточно древним приемом характеристики в области художественной культуры. Понятие "нового" употреблялось в античности, был популярен в культуре Возрождения. Позднее использовалось в теоретических обоснованиях своей позиции сторонниками Н. Пуссена и П. Рубенса, очень часто употреблялось в полемике между Французской Академией и парижским Салоном.

Модерн, то есть "новым", назвали последний крупный исторический стиль европейского и американского искусства конца XIX - начала XX вв., Модернизмом - систему художественно-эстетических стилей XX ст.

В отечественной художественной и научной практике термины "модернизм" и "Авангард" получили распространение несколько позже, чем в западноевропейских странах. На территории Украины и России в первые десятилетия XX в. все передовое (так называемое "левое") искусство вообще называли главным "футуризмом". В. Турчин связывает функционирование этого термина в России с его якобы исключительной семантической ориентацией на пример итальянского футуризма и называет это "не более лексическим недоразумением". Однако вряд ли широкое использование термина "футуризм" в те времена следует сводить к недоразумениям и связывать непосредственно и исключительно с влиянием названия итальянского направления. Это скорее попытка утвердить свой срок, адекватный направлению "левого" искусства вообще. Ведь сравнивая семантику терминов «модернизм», «авангард», "футуризм", нетрудно заметить, что все три термина имеют значительный общий фрагмент семантического поля: речь идет о нечто, что находится впереди: модерн - в плане социальной оценки; авангард - в пространственном измерении; футуризм - во временном. Показательно, что сами "левые" восточнославянские художники, в отличие от критиков, охотнее называли себя "будетлян", лишний раз подчеркивая свою независимость от конкретных концепций итальянских манифестов и тем самым демонстрируя необходимость обобщающая-личностного понимания термина "футуризм" в контексте своей творческой практике.

В 20-х годах авангардном искусству в Советском Союзе была отведена роль "персоны non grata", и несколько десятилетий его шельмовали как "формализм". В 60-е годы с легкой руки (точнее, языка) Хрущева все художники-авангардисты независимо от настоящих предпочтений на некоторое время были объявлены "абстракционистами". Но именно с хрущевской "оттепели" тема авангардного искусства начала получать в советском искусствоведении и эстетике хотя и тенденциозно-критическое, но все же широкое освещение, термин "формализм" постепенно заменяется на "модернизм". Именно термин «модернизм» в 70-е - первой половине 80-х годов используется советскими учеными для определения современного западного искусства.

С середины 70-х в отечественных исследованиях по искусствоведению и эстетики все чаще встречается термин "авангард" ("авангардизм"). Этот термин был привнесен в сферу художественной культуры значительно позже, чем сроки с основой modern. По своему происхождению это французское слово - военный термин, которым обозначается то подразделение войск, находящейся на марше впереди главных сил с целью не допустить внезапного нападения на главные силы и создать им условия для развертывания и вступления в бой (avant - впереди, garde - охрана ). Посредником, через которого срок avant-garde попал в сферу художественной культуры, стала политика. Считается, что в отношении искусства термин "авангард" впервые употребил в 1885 г. парижский художественный критик Теодор Дюре. Но широкое распространение он получил только в XX в., Закрепившись как срок для общего определения новаторских направлений в художественной культуре.

Хотя в отечественной научной литературе термин «авангард» долгое время значительно уступал в популярности "модернизма", но в 80-е годы оба термина "на равных" появляются в специальных словарях. Причем складывается странная ситуация: в научных исследованиях термины "модернизм" и "авангардизм" используются как синонимичные, в словарях же никаких указаний на их синонимичность не содержится. Каждый термин имеет свою словарную статью, причем содержание обоих словарных статей в большинстве случаев не согласованным. Например, в словаре "Эстетика" в статье, посвященной авангардизма, он определяется как "крайнее выражение более широкого направления модернизма", а в статги "Модернизм" тот же авангардизм упоминается наряду с декадентством как предварительная стадия модернизма, "подготовила" его (модернизма ) становления. То есть в первом вы пачку авангардизм отмежевывается от модернизма содержанием, во втором - последовательностью. Еще более удивительно, что в обоих словарных статьях (и "Модернизм", и "Авангардизм") как примеры приводятся одни и те же направления искусства: экспрессионизм, футуризм, сюрреатизм, абстракционизм и т.д.

Не кажется удовлетворительным и определения авангардизма и модернизма в кратком толковом словаре "Искусствоведение" С. Ничкало. Так, авангардизм определено здесь как "условный срок для определения общих новаторских направлений в художественной культуре 20 в., Которым присущи стремление корне обновить художественную практику, поиск новых нетрадиционных средств выражения формы и содержания произведений". Модернизм в том же словаре трактуется как "обобщающее название ряда художественных течений 20 в.", Которому "присущи разрыв с традиционным опытом художественного творчества, постоянный поиск новых художественных форм как самоценного явления". Разница между "условным сроком" (авангардизм) и "обобщающим названием" (модернизм), а также "общим новаторскими направлениями" (авангардизм) и "рядом художественных течений" (модернизм) остается не выясненной. Тем более, что в обеих статьях перечисляются опять же одни и те же соответственно "новаторские направления" (авангардизм) и "художественные течения" (модернизм): кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. Утверждение же, что "черты (курсив мой. - Л. М.) авангардизма проявились в ряде школ и течений модернизма" (и дате - приведенный перечень), противоречит приведенному определению авангардизма как термина для обозначения "направлений (курсив мой. - Л. М.) в художественной культуре 20 в. "(т.е. как обобщающей названия). Такая формулировка была бы целесообразным, если бы списки "авангардных направлений" и "модериистичних течений" хотя бы не совпадали. Очевидно, что проблема порождается непризнанием синонимичности терминов "авангард" и "модернизм" и искусственной попыткой развести их семантику. Правильнее было бы ограничиться в словарных изданиях одной статье с указанием синонимический термин.

Следует обратить внимание, что на сегодня существуют на первый взгляд и более обоснованные попытки развести понятия авангардизма и модернизма. Например, известный культуролог и литературовед В. Руднев придерживается точки зрения, согласно которой авангардизм и модернизм не совпадают по содержанию. В своем "Словаре культуры XX века" этот автор называет модернизм и авангардное искусство "двумя противоположными принципами". По мнению Руд-Нева, модернизм ориентируется на новаторство в области формы и содержания (т.е. синтаксиса и семантики), а авангардизм "строит системы новаторских ценностей в области прагматики". Руднев определяет модернизм как "довольно условное определение периода (курсив мой. - Л. М.) культуры конца XIX - середины XX в., То есть от импрессионизма до нового романа и абсурда", и указывает, что важнейшими течениями модернизма является "постимпрессионизм, символизм , экспрессионизм и акмеизм, а авангарда - футуризм, сюрреализм, дадаизм ".

Высказанные В. Рудневым мнения по ориентации направлений, отнесенных им к модернизму, на форму и содержание (синтаксис и семантику), а отнесенных к авангарду - на прагматику, не являются убедительными. Для того символизма (в данном случае не касаемся вопроса правомерности отнесения этого направления к модернизму), например, характерно не только индивидуализм и пессимизм, но и вполне прагматичное понимание искусства как средства нравственного воздействия на человека, средства практического преобразования жизни, обновления общества ( например в концепциях русских "младосимволистив"). Что же до дадаизма или футуризма, то, что В. Руднев квалифицирует как прагматику авангарда (эпатаж, скандал), является как раз не прагматикой, а скорее формой (синтаксисом). Прагматика и дадаизма, и футуризма, и других авангардных направлений является глубже и гораздо серьезнее, даже "академичнишою", чем видимая форма оцененной в бытовом контексте поведения художников (об этом на примере дадаизма говорилось в предыдущей теме). Наконец, сам Руднев, видимо, ощущает неуверенность своей позиции, поскольку рекомендует модернизм и авангардизм "четко различать, когда это возможно", а, перечисляя основные, по его мнению, направления авангарда и модернизма, завершает: "Но уже говоря о ОБЭРИУ, трудно определить однозначно принадлежность этого направления к модернизму или авангардного искусства ". И далее: "Очевидно, в 1930-х годах между авангардным искусством и модернизмом наметилась определенная конвергенция ..."

Хотя в большинстве своем отечественные и стран СНГ ученые в исследованиях 90-х годов для обозначения направлений и феноменов передовой художественной культуры XX в. использовали оба термина - и "модернизм", и "авангардизм" (с вариантом "Авангард") - как синонимичные, однако последний срок все заметнее опережал по частоте употребления и популярностью термин "модернизм", который постепенно приобрел окраску устаревшего.

Со второй половины XX в. необычайной популярности получили сроки "Постмодерн" и "постмодернизм". Как уже говорилось, модерн - Новым временем - в историко-культурологическом аспекте принято называть эпоху XVII-XIX вв. Термин "Постмодерн" (postmodern time) в этом научном контексте применяется как название исторически нового типа культуры (или черт цивилизации), которая является непосредственной хронологической преемницей культуры Нового времени (modern time).

Контекстуально независимо от приведенного использование термина "Постмодерн" в 70-х годах в искусствоведческом среде для определения типа художественного творчества, якобы пришла на смену "классическим" образцам модернизма, появился термин "постмодернизм". Конечно, вполне можно предположить, что привнесение термина в специальное художественное и эстетично научную среду состоялось путем недискурсивного терминологического усвоения, своеобразного формального "обознающегося", т.е. приписывание замеченному на периферии научного предмета срока значений, так сказать, "своего" научного контекста и восприятия и усвоение его в собственном научном измерении. Впрочем, это вполне возможный путь, в любом случае широкая конкретно-научная рефлексия над термином со временем делает его принадлежащим к специальной терминологического поля. Итак, в контексте художественной культуры постмодернизм - "один из современных направлений в архитектуре и искусстве ... что противопоставил себя модернизму и претендует на его замену". Как синонимический термину "постмодернизм" в художественной культуре широко используется термин "трансавангард", предложенный итальянским критиком и историком искусства Акилле Бонито Олива.

Главные принципы, которые позволяют объединить определенные явления художественной культуры в едином понятии «постмодернизм», заключаются прежде всего в откровенном ретроспективизмом, эклектическом использовании традиционных художественных форм, разноаспектных цитировании. Один из теоретиков художественного постмодернизма П. Портогези пишет: "Мы смело отступаем от модернизма, который потерял активность, чувство юмора, характерные для его молодости, стал догматическим. Жизнерадостность постмодернизма - в возможности разрушить преграды, искусственно отделяют прошлое от настоящего. Мы подражаем, что завещали нам наши родители, и то, что есть истинного, завоеванного человечеством за все века даже за пределами западной цивилизации ".

Очень распространенным является понятие постмодернизма в киноискусстве. Кинокритиками постмодернизм также прямо противопоставляется модернизма. Например, С. Кудрявцев замечает: "Модернизм, разоблачая условный характер общепринятого языка как всего-всего суммы средств, хочет вникнуть с помощью какой-то другой, более адекватной речи, а то и непосредственно, интуитивно. Постмодернизм же, исходя из тех же предпосылок, объявляет принципиально невозможным нахождение смысла и замыкается на стилизованном воспроизведении самых разных, но одинаково условных языков ". Кино постмодернизма - не прежде произведение стилизаторским и пародийный, с множеством цитат и ассоциативных рядов, с подчеркнутым равнодушием к любой иерархии значений и ценностей. История постмодернизма в кино ведется с 70-х годов XX ст., Из тогдашней творчестве Дж. Лукаса и С. Спилберга. Иногда даже точно называют дату выхода на экраны знаменитых "Звездных войн" Джорджа Лукаса как дату появления первого образца постмодернистичного фильма:

Так же откровенно стилизаторским, цитатный и имитационный характер имеет постмодернизм в области музыкальной культуры. И этим, опять же, отличается от антитра-традиционные интенции модернизма. Что же касается новейших видов художественного творчества последней трети XX в. вроде медиа-искусств, то сама их история примерно совпадает с распространением постмодернистской ментальности и они естественным образом подчеркивают специфику культурного периода.

Как видим, в сфере художественной культуры общепринятой практикой является широкое обращение к образцам искусства домодернистичного, в том числе и исторической эпохи Модерна: просвещения, классицизма, романтизма, реализма и др.. Правда, при этом не следует забывать, что постмодернизм удовольствием цитирует и модернизм, который в последние десятилетия прошлого века сам начал становиться уже почти традицией. Так, к постмодернизму (или трансавангарда) только в изобразительном искусстве относят большое количество различных течений и направлений, которые апеллируют не к такому уж далекого прошлого. Среди них постабстрактивизм, "новые дикие", неистовый живопись, молодежи фовистов, пост сюрреализм, новая живопись, новый конструктивизм и многие другие.

Постмодерн же исторический (как эпоха), наоборот, вспомним, противопоставляет себя аксиологии Просвещения, позитивизма и материализма (которым соответствует реализм в искусстве) и т.д., а свои мировоззренческие принципы находит как в художественном авангарде XX ст. (Т.е. модернизме) с его недискурсивного поиском сущностных основ бытия, так и в постмодернизме с его плюралистическим подходом к формам художественного постижения действительности.

Несколько сложнее ситуация в литературоведении. Дело в том, что литература уже почти традиционно находится с искусством в не совсем определенных отношениях. С одной стороны, чрезвычайно употребительным является словосочетание "искусство и литература", синтаксическая семантика которого свидетельствует о том, что литература является феноменом, который не принадлежит множеству искусств, выносится за их пределы этим союзом "... и ..." С другой стороны, имеется мнению, что понятие "литература" в этом словосочетании касается не литературы научной, учебной и т.д., а именно той словесного творчества, которая уточняется термином "художественная". Парадоксальное круг замыкается, если вспомнить, что фактически синонимом "искусства" есть понятие "художественная культура". Такое наблюдение побуждает к ряду интересных соображений о постоянной интенцию "ускользание" литературы как культурного феномена из сетей сложившихся еще в эпоху Модерна основном сохранившихся до сих всевозможных систематизаций сфер деятельности, культуры и т.д., но это слишком уводит от главной проблемы, которая рассматривается.

Итак, литература издавна была художественным творчеством, которое выносилось за пределы искусства и вместе с тем составляла "не искусство", которое включалось в сферу художественной культуры. Литература то приближалась к искусству, используя язык ритма, образности, звукописи и т.п., то удалялась от него, восхищаясь квазинаучными анализом бытия или обслуживая социально-политические заказы.

С XX в. по ряду причин общекультурного характера усиливается также встречный тяжести научно-философского изложения к художественной формы. И. Ильин, в частности, отмечает, что на сегодняшний день характерно, что писатели на страницах своих произведений рассуждают о теории возникновения постмодернистичного "смешение литературы, критики и философии", а "теоретики литературы и философы утверждают, что только беллетристических, художественными средствами способны достичь своих специфических целей ". Стоит заметить, что такая взаимная рефлексия свойственна не только литературе, критике и философии. Современное визуальное искусство, например, также выходит далеко за прежние пределы изобразительных искусств и пытается художественно-эстетическими средствами выразить философские концепции или создать невербальный аналог текста. Поэтому можно условно выделить несколько разновидностей маргинальных текстов, в которых возможна рефлексия над идеями и замечаниями, высказанными в другой (хотя и близкой) сфере вербальной творчества:

а) рефлексия философии над текстами литературы, литературоведения и искусствоведения;

б) рефлексия литературоведения над текстами философии и искусствоведения;

в) рефлексия искусствоведения над текстами литературоведения и философии.

При таких условиях естественной выглядит интенция образования межпредметных терминологии. Однако к этому процессу необходимо относиться с чрезвычайной тщательностью и осторожностью, чтобы избежать многих недоразумений. И если даже литературоведение действительно, по словам И. Ильина, "стало размываться, превращаться в межотраслевой науки без четко сформулированного и определенного предмета изучения", то есть основания предполагать размывания, разрастание только множества предметов исследования, их разнообразия. Но неопределенность границ предмета в коем случае не может быть тождественна его спотворености.

Именно искажением, образованием предмета-мутанта или хотя недоразумением можно считать синонимизация терминов "ностмодерн" и "постмодернизм". Как мы уже выяснили, термин "постмодерн" происходит из общий ноисторичного и общекультурного контекста и обозначает период времени после эпохи Модерна, то есть после XVII-XIX вв. Ж.Ф. Лиотар в своей работе "Состояние постмодерна" пишет: "Это слово (постмодерн. - Л. М.) появилось на свет на американском континенте из-под пера социологов и критиков. Оно означает состояние культуры после трансформаций, которых подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве в конце XIX ст. "Термин же" постмодернизм "имеет исключительно художественно-культурное происхождение. Поскольку уже модернизм принадлежал к времени постмодерна, поэтому постмодернизм возникает на определенном новом этапе истории постмодерна. Более того, надо учитывать и то обстоятельство, что в искусстве был свой "модерн" - последний крупный исторический стиль конца XIX - начала XX ет. (Т.е. хронологически расположен между историческим модерна и постмодерна), наиболее ярко проявил себя в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. В других странах вариации этого стиля имеют такие названия, как "ар нуво", "югендстиль", "сецессион", "либерти" и др.. Ближайшим к модерну по художественно-эстетическими принципами явлением в литературе есть символизм. Попутно отметим, что термин "постмодерн" для обозначения какого-либо явления художественной культуры как таковой, что возникает "после стиля модерн", в искусствоведении не используется, его, так сказать, не существует. С определенной долей условности можно считать, что на смену художественному стилю "модерн" и некоторым одновременным с ним явлениям искусства пришел модернизм. По крайней мере несомненно, что в истории художественной культуры сроки для определения стиля "модерн" и постмодернизма генетически между собой не связаны.

^ Однако, несмотря на все приведенные факты, даже весьма авторитетных исследованиях устойчиво наблюдается синонимизация терминов "постмодерн", "постмодернизм". Например, И. Ильин пишет: "Сходство постмодерна с его греческим прототипом, пожалуй, выразительной есть в его литературной практике, ибо типичный произведение постмодернизма всегда по своей сути представляет собой высмеивание, который варьируется от снисходительной иронии до желчного трагифарса, трех одинаково неприемлемых для него форм эстетического досьииу: модернизма, реализма и массовой культуры; подобно древней химеры, постмодерн грозно рычит на растиражированные шаблоны высокого модернизма, бьет рогами идею реалистического мимесиса и своим ядовитым хвостом злобно жалит жанровые штампы развлекательного чтива и других форм индустрии развлечений "(курсив мой. - Л. М). Подобное свободное замещение одного термина другим встречается сегодня буквально на каждом шагу, поэтому нет необходимости еще приводить примеры. Отсутствие же четкой дизъюнкции терминов "постмодерн", "постмодернизм", а следовательно, и означаемым ими феноменов в отдельных ситуациях может провоцировать поиск и установление ложных связей и выводов. Вот одна из типичных ситуаций. Т. Гуменюк, анализируя "парадоксы постмодерна", указывает, что "... сам термин имеет, так сказать ..." привязку "к развитию европейского искусства. Ведь, с чисто формальной точки зрения, этот феномен не более чем "несколько", что явилось "после" художественного модернизма ". В другой работе тот же автор как пример демонстрации разногласий "между модернизмом и постмодернизмом" приводит таблицу И. Хас-сана, в которой реально идет о разногласиях между модерна и постмодерна. В результате к модернизму (вспомним, что псы термин означает авангардные стили и течения художественной культуры XX в.) Оказываются причастными романтизм и символизм (что является грубой ошибкой), а к постмодернизму - дадаизм, который является стилем раз модернизма.

Не в последнюю очередь именно следствием отсутствия необходимой четкой демаркации терминов "постмодерн" и "постмодернизм" и является сегодня и ситуация неопределенности, неоднозначности, противоречивости вокруг "постмодерна - постмодернизма", на которую указывают многие исследователи. Вероятно, это одна из причин и того, что единого определения постмодернизма в современной науке пока нет.

С 90-х годов XX в., Когда возникла тенденция к "преодолению" явления художественной культуры, его называют "постмодернизмом", происходит интенсивный поиск терминологического определения этого процесса, и опять же, раз уж теоретики основном эксплуатируют хорошо знакомую основу modern . Говорится о "новом модерн" (Е. Фрай), "модерн после модерна" (Л. Ромен) или предлагается всю, художественную культуру XX в. с постмодернизмом включительно рассматривать как протомодерн (имеется в виду, что "настоящий" модерн только начинается).


Другие статьи по теме:
 Территориальные особенности лозы.
 Культура Римской империи в период наибольшего могущества
 Искусство народов
 украинская культутра xix - ХХ вв.
 Растительность и мировые религии

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb