Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Старообрядчество в период кризиса феодально-крепостнического строя

27-12-2016

В этом же духе проводилась и религиозная политика царского правительства относительно старообрядчества. Правительственными указами старообрядцам предоставлялась некоторая свобода исповедания, было запрещено в официальных бумагах именовать их раскольниками, отменялось двойное налогообложение, закрыто "раскольничье контору", всем старообрядцам, проживающим за границей, было разрешено вернуться в Россию, выбрав себе место поселения по собственному желанию.

Многие старообрядцев воспользовались этой возможностью и переселились на родину, причем наиболее зажиточные избрали в качестве поселения крупные города или промышленные села. Судьба старообрядчества с этого времени стала тесно связана с развитием капитализма в России.

Во второй половине XVIII века роль руководящего центра старообрядчества (как поповщины, так и беспоповщины) берет на себя Москва. Отдельные группы старообрядцев (главным образом беглопоповцев и федосеевцев) оседали в Москве с середины XVIII века и даже в более ранний период, однако эти группы были малочисленными.

Резкий рост численности и значения старообрядчества произошло во время страшного народного катаклизма - чумы 1771 года. Руководители старообрядчества получили от правительства разрешение на устройство карантинов и кладбищ. Использовав в интересах своих общин народные бедствия и обострение в связи религиозных настроений, старообрядцы стали усиленно перекрещивать в «старую веру» жителей, которых искали за лечением, причем их имущество забирали в общую казну. Именно в этот трудный для Москвы год был заложен фундамент для роста и экономического процветания старообрядческих общин. Московские федосеевцы заняли прочные позиции на Преображенском кладбище, московские беглопоповцы - на Рогожском.

Рост влияния и экономического могущества федосеевщины в Москве в конце XVIII и самом начале XIX века было неразрывно связано с именем первого наставника Преображенского кладбища И. А. Ковылина, не брезговал никакими средствами для увеличения благосостояния федосеевской общины. Его политика соответствовала интересам наиболее зажиточной верхушки московских федосеевцев, прежде владельцев хлопчатобумажных мануфактур и мастерских, начиная с 60-х годов XVIII века стали быстро развиваться в Москве и в ее окружающих регионах. Бумажная промышленность для своего эффективного развития требовала применения вольнонаемного труда. В силу этого московская федосеевского община, состоявшая преимущественно из выходцев из села (в том числе из бывших крепостных), осуждала крепостничество. Столь же решительно федосеевцы отрицали и богомоление за царей. В этом заключался один из основных пунктов их расхождений с поморцами.

В Преображенский общине находили приют и укрытие многие беглецы из числа крепостных, главным образом женщины. Ее руководители довольно последовательно проводили политику выкупа из крепостнической неволи людей, переходивших в федосеевщине, и перевод их в состояние свободных. Тем самым владельцы мануфактур обеспечивались почти бесплатной рабочей силой, а кроме того, расширялся численный состав общины и укреплялось ее экономическое могущество. Основная масса членов общины жила при мануфактурах и мастерских, расположенных в Лефортове.

В условиях тогдашней Москвы в связи с развитием города капиталистического типа в среде выходцев из села происходила усиленная дифференциация: с одной стороны концентрировался рабочий люд и мелкие ремесленники, а с другой - владельцы мануфактур. Однако в конце XVIII века противоречия между ними еще не были настолько глубокими, чтобы привести к резкому антагонизму.


Другие статьи по теме:
 Старообрядчество в период кризиса феодально-крепостнического строя
 История формирования религиозных верований древних славян
 Политеизм славян. Язычные боги.
 Современное состояние старообрядчества
 Формирование основных старообрядческих толков

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb