Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Становление культурологии как научно-философской дисциплины.

07-09-2017

Как было выяснено выше, проблемы смысла и цели культурно-исторического процесса всегда существенно стимулировали философские искания. Особенно актуальной эта проблематика становится в XX в., Когда в культуре начали происходить многочисленные явления, воспринимались большинством философов как тревожные симптомы.

Представители так называемой франкфуртской школы, к которой принадлежали М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм, Т. Адорно, Ю. Хабермас, в своих исследованиях анализировали рациональность определяющую черту европейской ментальности и выделяли в современной культуре тенденцию к тотальному управлению обществом и исчезновение свободной инициативы. Они считали, что господствующая верхушка общества, используя достижения науки и техники, через механизмы удовлетворения потребностей формирует тип массовой "одномерной" человека, у которого отсутствует критическое отношение к обществу. Таким образом исключается возможность любые общественные изменения. Кроме того, современная культура навязывает человеку ложно потребности и подавляет истинные - такие как потребность в общении (наиболее полно реализуется в любви), потребность в творчестве, потребность в ощущении своих корней, незыблемости бытия, потребность познания и т.д..

Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955), испанский философ и теоретик культуры, который противопоставлял духовную элиту (которая создает культурные ценности) массам (которые бессознательно усваивают стандартные понятия и представления), считал характерной особенностью XX ст. культурное разобщение элиты и масс, вследствие чего возрастает общая социальная дезориентация и возникает "массовое" общество с присущими ему разрушительными тенденциями. Такое культурную ситуацию

Ортега-и-Гассет вслед за В. Ратснау называл "вертикальным варварством".

Экзистенциалист Мартин Хайдеггер (1889-1976) рассматривал культуру XX века. как безличный мир, в котором все события и мнения анонимные мир, в котором отчуждение достигает предела и никто лично ничего не решает, ни за что не отвечает. Человек в таком мире теряет осознание и способность «чувствовать» бытия, теряет умение постигать "душу" вещей, которая живет в языке. Речь Хайдеггер считал "домом бытия".

Еще в первой половине XX в. в философии распространяются идеи о принципиальной конечности и даже фактической завершенности истории. Николай Бердяев (1874-1948) считал мир культуры "объективацией духа", в процессе которой растворяется все личностное, индивидуальное, ограничивается свобода и начинает господствовать необходимость. Он писал, что культура по своей сути и религиозным смыслом является большой неудачей. Поэтому смысл истории заключается в освобождении от объективации, что означает конец истории и переход человека в принципиально иной. Этот метаисторический мир не принадлежит будущему, а вечно сосуществует с миром истории, сталкиваясь с ним в актах свободного творчества, в которых и проявляется смысл истории. Полная же реализация смысла истории состоит в ее окончании.


Другие статьи по теме:
 Поп-арт как массовое искусство.
 Жанровые системы искусств.
 Развитие образования на Украине
 Культурогенез как процесс выпадения человека из природного пространства.
 Эмпирические факты и теоретические обобщения в нации

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb