Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Становление культурологии как научно-философской дисциплины.

09-07-2017

Американский социолог Питирим Сорокин (1889 - 1968) рассматривал историю более оптимистично, а именно как пронесет изменения систем ценностей. Он выделял три типа культур: чувственный (в такой культуре преобладает непосредственное восприятие действительности), идеациональный (доминирует рационализм) и идеалистический (преобладает интуитивное познание). Выход из кризиса современной культуры Сорокин видел в переходе к идеалистической культуры.

Упомянутые и многие другие концепции, в которых по той или иной позиции представлены видение актуальных проблем и перспектив дальнейшего существования человечества, ставят человеческое будущее в зависимость от сущности и природы культуры. Проблематика смысла человеческой жизни все чаще начинает относиться не в личностном масштабе (как это было раньше), не на уровне онтогенеза и даже филогенеза, а на общем онтологическом уровне. Культура же при этом выступает своеобразным механизмом связи, соединение человека с бытием.

Французский католический теолог Пьер Теяр где Шар-ден (1881 - 1955) разработал теорию трех последовательных стадий эволюции: "перед жизнью" (образование литосферы), "жизнь" (образование биосферы), "феномен человека" (образование ноосферы). Движущей силой эволюции ученый считал "ортогенеза" - характерную живым организмам целеустремленность в их движении к так называемому пункта "Омега". Человеческая культура является не конечным пунктом эволюции, а сосредоточением ее творческих сил, пунктом, в котором чрезвычайно возрастает способность бытия к самосовершенствованию.

Как единство этики и культуры понимал прогресс выдающийся гуманист Альберт Швейцер (1875-1965). Жизнь он рассматривал как высшую ценность, а в "благоговении перед жизнью" видел главный этический принцип, принцип универсальной космической этики. Противопоставляя культуру и цивилизацию, Швейцер считал последнюю только внешним прогрессом. Настоящий же прогресс возможен лишь на основе единства этики и культуры. Основной проблемой современности (как и причиной гибели древних цивилизаций), за Швейцером, отсутствие надлежащего гуманистического мировоззрения.

Значительный вклад в исследование культурологической проблематики сделала такое течение современной философии и гуманитарных наук, как герменевтико. Герменевтика (в узком смысле -% теория понимания и толкования текста, постижение смысла знаков), которая возникла еще в эпоху Возрождения как искусство перевода памятников античной культуры на живые языки, в XX в. становится философским методом трактовка явлений истории и культуры через язык. М. Гайдеггср, например, считал, что не только человек говорит на языке, а язык "говорит нами", т.е. обнаруживает в себе наше мировоззрение и мировосприятие. Познание совершается в пределах той или иной языковой традиции, которая не может не влиять на понимание. Ганс-Георг Гадамер, продолжая Хайдеггера, отмечал, что так называемое "чистое", объективное понимание или мышления является фикцией, иллюзией рационализма. Зависимость мышления от языка составляет основу культуры, и от этой зависимости нельзя освободиться без того, чтобы не разрушить культуру как специфически человеческий способ жизнедеятельности. Гадамер видел задачу герменевтики в том, чтобы она приводила своеобразные "мосты взаимопонимания" между различными культурными эпохами, поколениями, человеческими сообществами, которые пользуются различными знаковыми системами, т.е. на разных языках, и по этой причине теряют взаимопонимание. Французский философ Поль Рикьор считал герменевтику средством познания как "археологии" (или корней) культуры, так и ее телеологии, т.е. ориентированности в будущее.


Другие статьи по теме:
 Растительность и мировые религии
 Глобализационные процессы в современной мировой культуре и теория модернизации.
 Предпосылки проблематичность информационного контакта.
 История Коломые
 Культура Виллановы в Северной и Центральной Италии. Культура этрусков

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb