Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Средневековое свободомыслие

16-05-2017

Такая же судьба постигла и Л.Ваніні (1585- 1619 гг.). Его произведения и выступления не были такими оригинальными, как в Д. Бруно, он не пошел дальше пантеизма. Но в истории навсегда страшным обвинением инквизиции осталась его мужественная смерть. В похоронном саване и с факелом в руке его вели по улице, потом тащили конем, как труп самоубийцы, после чего отрезали язык и сожгли на костре.

Новое подъема свободомыслия связано с развитием материализма в период ранних буржуазных революций в странах Западной Европы (конец XVI- XVII ст.). Это было время интенсивного роста производительных сил общества, усиления связей между народами, новых успехов и побед науки. Развитие естествознания требовал освобождения науки от опеки церкви.

Свободомыслие этого периода развивалось под влиянием гениальных идей Г.Галілея (1564-1642 гг.), научная деятельность которого была особенно поразительной для религии. Он получил новые, более основательные подтверждения гелиоцентрической системы М. Коперника и подверг критике учение о принципиальное отличие "земного" от "небесного".

Галилей критически относился к религии, хотя вынужден был это скрывать. "Только со смертью догмы, - писал ученый, - начинается наука". Свое критическое отношение к религии он прикрывал теорией "двоякой истины" и не мог отойти от деїзму.

За борьбу против религиозных догм Г. Галилей преследовался церковью и вынужден был согласиться на унизительную процедуру отречения от учения Г. Коперника. Однако после отречения он сказал о Землю: "А все таки она вертится!"

Современником Г. Галилея был мыслитель Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) - родоначальник английского материализма и экспериментальной науки. Ф. Бекон добивался освобождения от теологии, от ошибок, которые закрывают от нас действительность. Объективно способствуя развитию свободомыслия, он, однако, нигде не заявил о нем. Бэкон не смог подняться выше теории "двоякой истины".

Более решительный характер мало свободомыслие соотечественника Ф. Бэкона Т. Гоббса (1588-1679 гг.), который вел упорную борьбу за вытеснение религии из философии и науки, выступал против теории "двоякой истины", отрицал идею бога и бессмертие души.

Еще более последовательно обнаружил свои вольнодумцы взгляды П. Гассенді (1592-1665 гг.) - французский ученый. Он написал ряд трудов по естествознанию, переписывался с Г. Галилеем, был сторонником и пропагандистом атомістичного учение Эпикура.

Выдающейся фигурой свободомыслия XVII в. был БЫ. Спиноза (1632-1677рр.). 1670 г. Б. Спиноза выдал "Богословские-политический трактат", в котором подробно изложил свои материалистические и вольнодумцы убеждения. По его мнению, основой всего мира есть вечная, бесконечная субстанция, которую он отождествлял с природой. Спиноза доказывал, что человек способен познать природу, что научное знание является единственной формой знания. Отождествляя, как и Д. Бруно, бога с природой, Спиноза был, по сути, пантеистом. Главным его заслугой является анализ Библии. Исследователь обнаружил в Ветхом Завете большое количество противоречий, доказал, что Моисей, которому богословская традиция приписывала авторство первых пяти книг Библии, не мог быть их автором. Своим "Богословские-политическим трактатом" Спиноза вызвал враждебное отношение к себе со стороны ортодоксов. Благодаря этому произведению он прославился как вольнодумец, что положил начало научному анализу Библии.

Таким образом, XVI и XVII в. ознаменовались новыми шагами в развитии свободомыслящих взглядов. Выступления с критикой религии в подавляющем большинстве маскировались пантеїзмом и деїзмом.


Другие статьи по теме:
 Семья
 Государственное содействие развитию крестьянских (фермерских) хозяйств.
 Историзм как форма теоретической рефлексии в научном познании. Часть 2
 Жизненный культурный стиль.
 ПРОБЛЕМАТИКА информационного и образовательного пространства КУЛЬТУРЫ.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb