Синергетическая научно-философская картина мира и синергетический образ культуры. |
16-11-2019 |
Нелинейная наука и синергетика сосредоточены прежде всего на идеях нестабильности, спонтанности и сложности бытия. Просветительская картина мира рациоцентричного и поэтому предполагаемого изменилась картиной мира с множественным и дрейфующим центром, мира, в котором невозможно установить четкие и однозначные причинно-следственные связи. Теперь речь идет о таких принципах организации реальности, как дополнительность, недетерминированность, спонтанное нарушение симметрии, автотрансценденция (как интенция выхода за собственные пределы), метастабильнисть (сохранение путем трансформации). Принцип дополнительности означает, что любые процессы в любых системах никогда не могут быть исчерпывающе описаны и охарактеризованы только с какой-то одной перспективы, позиции или точки зрения. Например, в ситуации общения следует учитывать как мнение того, кто говорит, так и позицию того, кто слушает; делая выводы об определенной причинности, надо учитывать и реальность случайности, исследования генотипа требует учета фенотипа и наоборот. Недетерминированность новой картины мира обусловлена возможностью случайного избрания системой, находится в кризисном состоянии (точке бифуркации), того или иного аттрактора (или того или иного пучка аттракторов). Кроме того, с каждым новым уровнем (или шагом) эволюции увеличивается горизонт выбора, т.е. количество возможных вариантов будущего. Спонтанное нарушение симметрии в контексте так называемого принципа сохранения динамической симметрии означает, что вслед за выявлением нарушения какой-либо симметрии (т.е. определенного закономерного порядка), как правило, должна быть раскрыта более общая, более высокого порядка симметрия или упорядоченность, в картину которой вписываются ( именно как элементы симметрии высшего уровня) и процессы упомянутого нарушения. Принцип автотрансценденции (или самотрансценденции) представляет эволюцию всех уровней бытия не только как приспособление к условиям и обстоятельствам и утверждения своего существования (например, борьба живых организмов за выживание), но прежде всего как вариативную реализацию общих свойств реальности, постоянную причастность к "другому", что приводит стремление творческого выхода за собственные пределы. Можно сказать и так, что с точки зрения парадигмы самоорганизации каждый объект не равен сам себе не только в культурном сознании (см. тему 5), а в реальности, поскольку всегда представляет не только самих себя, но и нечто иное, более за себя. В контекстах нелинейной науки сближаются, например, свойства живых и неживых систем. Если раньше (т.е. в линейной научной парадигме) обмен веществ и самовоспроизведение считались уникальными свойствами живого, то теперь такие свойства открыты и как свойства молекул, т.е. доклеточных существования. Даже химические диссипативные структуры, как оказалось, имеют определенную автономию и определенную "системную память". Метастабильнисть понимают как сохранение постоянства путем постоянных изменений, трансформаций. (Уместно вспомнить, что подобным образом В. Липинский трактовал традицию в культуре - см.. Тему 3). Существенные изменения привносит синергетическая парадигма в аксиологии культуры. В ее контекстах постепенно добавится одностороннее понимание категорий добра и зла. "Выбор сегодня, как правило, делается не между добром и злом, между стабильностью и изменениями, а между различными неустойчивыми траекториями", - пишет Пригожин. Итак, движущей силой культурного процесса с точки зрения синергетической парадигмы масс быть, как отмечает В. Лутай, выбор "в каждом случае той определенной траектории из множества возможных нестабильных, которые, в своей исторической тенденции, соответствующие прогрессивному конуса аттрактора". Синергетика максимально актуализирует взаимодействие между научно-технической и социально-гуманитарной сферами культуры и даже ставит вопрос о конвергенции науки и религии.
Другие статьи по теме: Технология земледелия и ее эффективность
Игровая концепция.
Научное и художественно-эстетическое познание.
Историзм как форма теоретической рефлексии в научном познании
Пищевые запасы
Добавить комментарий:
Новые фотографии:
 Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 462.22 kb |  Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 309.22 kb |  Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 352.57 kb |
|