Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Религия как органический элемент культуры

02-05-2017

Выясним суть связи религии и духовной культуры. Философия свое время разработала понятие «духовное производство» для характеристики производства идей, знаний, представлений, художественных ценностей («духовное производство данной общественной формации»). Вероятно, именно продукты духовного производства в широком понимании и составляют элементы духовной культуры.

В основе теологических концепций понимания духовной культуры лежит идея определяющей роли религии в развитии цивилизации и культуры. Относительно православия данную идею в начале XX в. развивал русский религиозный философ П. А. Флоренский, который доказывал, что именно религия создает культуру, составляет П содержание, выполняет те же функции, что и искусство, наука, мораль. Производным здесь есть этимологическое выведение им понятия «культура» из слова «культ». Поскольку слово «культура» имеет корень «культ», считает православный мыслитель, то и сама культура, культурные ценности являются лишь производными культа.

На дохристианских этапах развития общества, по мнению П. А. Флоренского, человек ориентирует свою деятельность на «материальные интересы», июзвиваючы только материальную культуру. «Одухотворятися» душа человека начинает только после Иисуса Христа. Именно с «богоявления» особое значение в духовно-историческом развитии приобретает София, Божественная Премудрость, которая выводит человека из состояния «духовного сна» и обеспечивает развитие духовной культуры. П. А. Флоренский разрабатывает целую концепцию, которая получила название «софиология», где пытается осветить духовность человека как результат действия Софии, является промежуточным звеном между Богом и человеком, приближает первого до последнего и возвращает последнюю к первой. Он полностью отрицал творческую деятельность человека как настоящего творца культурных ценностей, не учел динамизма исторического развития культуры.

Современные православные богословы, следуя П. А. Флоренским, определяют духовную культуру как неземное, сверхъестественное явление, ограничивают П лишь религиозными идеями и морально-религиозными требованиями. При этом не принимаются во внимание материальная основа культуры, П первостепенное значение, неразрывное единство материальной и духовной сторон культуры.

Подобная точка зрения существует в католической и протестантской культурологии. В частности, в пастырской конституции, одобренной II Ватиканский собором, подчеркивается, что христианское вероучение обновляет и очищает духовную культуру, поднимая П развитие на новую ступень. Протестантская теология также рассматривает религию как субстанцию ​​духовной деятельности человека, как форму осмысления и правильного восприятия культурных ценностей.


Другие статьи по теме:
 Взаимодействие религии с национальными культурами
 «Грамматика, ИЛИ ПИСМЕННИЦА ЯЗЫКА СЛОВЕНСКАГО»
 Сущность эллинизма
 Готичний стиль xiii-xiv ст
 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ТРАКТАТ НА УКРАИНСКИХ ЗЕМЛЯХ В xiv-xvi вв.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb