Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Реформы патриарха Никона и раскол русской церкви

25-12-2016

После смерти Петра I старообрядцы пользовались некоторое время относительным отдыхом и свободой, но в жесткие времена бироновщины правительственное давление на них усилилось. Деятельность военизированных отрядов для розыска "тяглецов-раскольников", что скрывались от правительства, приобретает в этот период широкий размах. Подобная политика в отношении старообрядчества продолжалась и в последующие десятилетия. Во второй половине XVII века, когда сторонники «старой веры», еще не осознавая разногласий или даже противоречий своих интересов, выступали в качестве более или менее однородной массы. Они некоторое время питали надежды тем или иным засобомы изменить существующее положение и добиться победы в борьбе с ненавистным им «Никонианством». Однако очень скоро они смогли убедиться, что ни челобитные, обращенные к тому или иному царю, ни участие в заговорах или открытых восстаниях не приносили им желанной победы. Более того, старообрядчество подвергалось массовым преследованиям и репрессиям со стороны царского правительства.

Отчаявшись изменить ход борьбы в свою пользу, старообрядчество уходит в область чисто религиозного протеста. Оно проклинает ненавистное ему дворянское государство, объявив его царством антихриста. Однако, поскольку они решили, что гибель антихриста произойдет не от руки людей, а от руки бога, старообрядцы все свои надежды возложили на небесное спасение, на сверхъестественные силы. Тем самым социально-политический был обличен в форму религиозного протеста, уводит в сторону от активной классовой борьбы. Эсхатология (и антихристология, в частности) с этого времени прочно занимает ведущее место в идеологии старообрядчества. В известной мере старообрядчество представляет собой эсхатологическую разновидность православия.

Эсхатологические идеи выступают уже в самом начале разногласий между «старой» и «новой» верой. Зачатки их себе знать еще в середине 50-х годов XVII века, когда вслед за моровой язвой 1654 года, во время которой вымирали целые деревни, голод 1655 - 1656 годов. Поскольку эти стихийные бедствия совпали по времени с началом реформы Никона, народ счел их своего рода небесным знамением, наказанием за отступление от «истинной» веры, тем более что именно тогда было и еще одно удивительное явление - «хвостатая звезда и кровавые столпы». После собора 1656 года антихристология получила уже известное письменное оформление. По мнению книжников, антихрист должен был появиться в 1666 году, а через три года, в 1669 году, должна была якобы состояться кончина мира. Так, например, архимандрит Новоспасского монастыря Спиридон (из рода бояр Потемкиных) выступил в 1659 году со своей религиозной концепцией исторического процесса в виде ряда последовательных отступлений церкви от истинной веры, причем каждое новое отступление отделялось от предшествующего сроком в 10 раз меньше. По мнению Спиридона, сатана был связан при воскресении Христа на 1000 лет. Через 600 лет после его освобождения произошло первое отступление: отошла от истинной веры Западная Русь, приняв унию. Еще через 60 лет отступила от истинной веры Москва, приняв реформу Никона. Через 6 лет Спиридон предсказывал «последнее отступление», когда придет сам антихрист, которому расчищают путь никониане, истребляя святые догматы. Аввакум проповедовал, что слуги сатаны не только Никон, но и царь: они суть два рога апокалипсического зверя. Смысл всех этих богословских рассуждений заключался в одном: антихрист уже пришел в мир и воцарился в Москве, следовательно, и конец света не за горами.


Другие статьи по теме:
 Древнейшие верования праславян
 Реформы патриарха Никона и раскол русской церкви
 История формирования религиозных верований древних славян
 Русская церковь до середины xvii века
 Политеизм славян. Язычные боги.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb