Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Реформы патриарха Никона и раскол русской церкви

25-12-2016

Важнейшими изменениями и нововведениями были следующие:

1. Вместо двоперсного крестного знака, который был перенят на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством, была введена триперстя.

2. В старых книгах в сочетании с духом славянского языка всегда писалось и произносилось имя Спасителя «Исус», в новых книгах это имя было переделано на грецизированную «Иисус».

3. В старых книгах установлено во время крещения, венчания и посвящение храма делать обход по солнцу в знак того, что мы идем под Солнцем-Христом. В новых книгах введено обход против солнца.

4. В старых книгах, в Символе Веры, читается: «И в Духа Святого Господа истиннаго и Животворящаго», после же исправления слово «истиннаго» было выброшено.

5. Вместо «сугубой», т.е. двойной Аллилуия, была введена «трегубая» (тройная) Аллилуия.

6. Божественную литургию в древней Руси совершали на семи просфорах новые справщины ввели пятипросфор `я, т.е. две просфоры исключили.

Эти изменения церковных узаконений и обрядов не могла не вызвать резкого сопротивления со стороны русских людей, свято берегли святые книги и обычаи.

Кроме этого факта изменения древних книг и церковных обычаев резкое сопротивление среди людей вызвали те средства, с помощью которых патриарх Никон и царь, поддерживал его, насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подверглись русские люди, не воспринимали церковных нововведений.

Патриарх Никон начал свои реформы с отмены двоперсного добавления. Вся русская церковь творила тогда Крестный знак двоперстям: три пальца (большой и два последних) складывали во имя святой троицы, а два (указательный и средний) - во имя двух естеств во Христе - божественного и человеческого. Святые отцы свидетельствуют, что сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстоскладанням. Никон же приказал знаменоваться триперстям: писать первые три перста во имя святой Троицы, а два последних «иметь празднымы», т.е. ими ничего не изображали.

Ни святой отец и ни один из древних соборов не свидетельствовал о триперстя. Кроме того, что в нем не изображались два Христовых естества, еще не правильно изображали на себе крест тремя перстами во имя святой троицы, не исповедуя в них человеческого естества Христа.

Эти действия Никона и его единомышленников сделали их в глазах русского народа еретиками и отступниками от святой церкви.

Однако дворянское государство усмотрела в старообрядчестве движение что подрывал устои крепостнического строя и авторитет господствующей церкви. На церковном соборе 1666-1667 гг сторонники староверия были признаны еретиками и раскольниками. Тем самым они подпадали под действие статей «Уложения» 1649 г., по которым преступление против веры и церкви требовал казни злочинчив. Однако некоторое время правительство ограничивалось сравнительно умеренными наказаниями - ссылкой с конфискацией имущества. Лишь после того, как старообрядческое движение приобретает больших размеров и перерастает рамки только религиозного движения, а политические симпатии сторонников "старой веры" становятся более определенными, правительство переходит к политике жестоких репрессии. Начиная с 1676 года, стали появляться указы о розыске раскольников и сжигании их в срубах. В 1682 году были сожжены пустозерских ссильникы во главе с Аввакумом - общепризнанным лидером старообрядчества того времени. А в 1685 году были изданы особые статьи о городской суд, по которым упорных раскольников было сжигать в срубах, принимающих старую веру - бить кнутом, а прочих раскольников - ссылать в монастырь. Для розыска староверов, бежавших от преследования, направлялись специальные военизированные группы. Однако все эти меры не приводили к каким-либо существенных результатов. Число сторонников «старой веры» продолжало неуклонно расти.

Петр I в начальный период своего царствования мало интересовался религиозными делами. Впоследствии он решил использовать старообрядчество для получения дополнительных прибылей. С этой целью в 1714 году был издан указ, согласно которому на всех старообрядцев накладывалось двойной оклад. Сторонники «старой веры», платили двойной оклад и получившие название «записных раскольников», пользовались известной религиозной свободой. Они были обязаны носить одежду установленного правительством образца. В большинстве случаев старообрядцы старались уклониться от записи на двойной оклад: либо убегали в недосягаемые для правительственного розыска глухие лесистые местности, либо лицемерно притворялись православными. Для упорядочения сборов двойного подушного и розыску старообрядцев уклонялись от его уплаты, в 1725 году была создана специальная «раскольничье контора». Одновременно с этим большое внимание уделялось миссионерской деятельности среди старообрядцев, которая приобрела особых масштабов в Нижегородском крае.


Другие статьи по теме:
 Реформы патриарха Никона и раскол русской церкви
 История формирования религиозных верований древних славян
 Древнейшие верования праславян
 Старообрядчество в период кризиса феодально-крепостнического строя
 Современное состояние старообрядчества

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb