Понятие изменения и его применение в культурологических контекстах. |
09-10-2019 |
В контексте изменений человеческой культуры время проявляет себя в феномене истории человечества или истории культуры - временной последовательности событий в человеческой жизни и обществе в целом, что создает определенный образ культурной действительности. Основной задачей исследований истории культуры является поиск прежде всего тех событий, которые имеют определенное культурное значение, создания на их основе культурно-исторической картины (или картин) мира и установления связей между этими значимыми событиями, чтобы объяснить современное состояние культуры и общества как их результат . Можно сказать, что история является представлением об изменении событий и осознанием смысловых связей между событиями. Как метафорически выразился немецкий историк и философ К. Брейзиг, вся история подобна "каната, сотканного из тысяч нитей", причем хотя отдельные нити имеют длину в столетия и даже тысячелетия, но большая их часть является лишь "короткими отрезками в прядении времени". Задачей же любого исторического исследования является распутывание этой ткани. В древних культурах время обычно понимался как своеобразная циклическая сущность и поэтому изменения воспринимались как нечто такое, что происходит по заранее заданной циклической программе. Более любыми отдельными и сравнительно мелкими направленными изменениями стояла идея завершенного и совершенного космоса, а отсюда - представление о постоянной цикличность, оборачиваемость бытия в его космических масштабах. Здесь можно вспомнить образы "дней" и "ночей" Врата и циклы-кальпы в древнеиндийской картине мира, представление о периодическом возрождение всех вещей мира (так называемую палингенесию) у древних греков и даже ветхозаветном "Что было, то и будет ...". Однако уже в античной культуре возникали и идеи постепенных культурных изменений, аналогичных эволюционным представлениям. Так, древнегреческий философ Дикеарх в своем труде "Жизнь Эллады", которая является одной из первых историй культуры, писал о трех стадиях последовательных »изменений: сбор, пастушьей жизни и земледелия. С утверждением христианства представления о времени и его направленность изменяются и линейная направленность изменений выходит на первый план. История человеческой культуры трактуется в эсхатологическом плане, т.е. начинает развиваться идея конечности "этого" мира, Страшного суда и т.д.. В последнее время в культурологических исследованиях нередко высказывают мнение о якобы постепенного "завершения" истории, ее "прекращение" уже в современности. Но поскольку изменения как движение присущи всем формам бытия, то история, которая является постоянным преобразованиям, изменением, движением человеческой культуры, не может быть завершена сама собой. Она может закончиться либо прекратиться только в результате каких-то более масштабных изменений бытия (например, космических изменений эволюционного, катастрофического или иного характера).
Другие статьи по теме: Современный пафос критики рационализма
ХОЗЯЙСТВО
Книгопечатание в Киевском университете
Особенности эллинистической культуры
Керамика Коломийщини
Добавить комментарий:
Новые фотографии:
 Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 462.22 kb |  Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 309.22 kb |  Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 352.57 kb |
|