Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Политеизм славян. Язычные боги.

12-01-2017

Своеобразная функциональная двойственность (отображение и исполнения иррациональных связей людей с природой и между собой) характерна и другим киевским богам, среди которых определенными чертами этой двойственности особенно примечателен Дажьбог. Он как сын Сварога, сын Неба, представлялся язычникам богом солнца, который на зиму прячет питательные лучи, а весной снова посылает их на землю, чем несет благо, сама жизнь. Поэтому и изображался в виде антропоморфного Солнца. И. Огиенко само имя бога объясняет так: оно происходит от повелительного древнеукраинского "Дажь", т.е. "дай" и "бог" - благо, добро, есть продавец добра, даривник. Отсюда Даждьбог - это бог добра, света и жизненной силы. Но Даждьбог - также княжеско-воинское божество. Даждьбог как олицетворение привилегированного сословия княжеско-дружинных слоев представляется также судьей людей. Он не только согревает землю, но и следит за тем, как на ней выполняется установленный его отцом Сварогом правопорядок. Правдоподобно, что Даждьбог выполнял не только юридической, но и моральную функции судейства в противоборстве Добра и Зла, Белого и Черного бога и достигал победы первого над вторым на путях справедливости.

Показательно, что Даждьбог, как и его отец Сварог - образ богочеловека. Человек поднимается до божественного состояния, к Белобога за добро другим людям. Это показатель высокой цивилизованности, нравственного здоровья древних украинском и их предков.

Сварог, Перун и Дажьбог - главные боги в киевском пантеоне, которых характеризует развитая функция властности, широта охвата воздействием явлений природы и общественной жизни, опекунство над воинством. Конечно, не все языческие боги наделялись судейскими и военными функциями, но все они были распорядителями природных явлений и покровителями производственной деятельности, опекунами быта человека, даривникамы достатка. Такой выдавались Мокошь - не древнейшая среди языческих персонажей. Образ Мокоши был распространен среди многих славянских народов и сначала связывалась прежде всего с попечительством водами, урожайность льна и окотом овец. В украинском Мокошь считалась также покровительницей родов и рожениц, иными словами, она была богиней плодовитости. Со временем в образе Мокоши все отчетливее проявляется представительство социально определенных явлений - богиня выступает как покровительница дома, семьи, жизненных благ и изобилия, как благодетельница овцеводства и прядения.

Характерным признаком теистического язычества является способ, которым сверхъестественное представляется, существует в сознании человека. Если в прежние времена, о чем говорилось выше, сверхъестественные силы набирали геоморфнои или зооморфной формы, то божественные персонажи кажутся антропоморфными. В отличие от зооморфизма антропофизация высших теистических образов означает не только предоставление им человеческого облика, но и олицетворение, персонификацию их, наделение

личностными чертами.

Олицетворение теистического - это вынесение человеческих "смыслов" символическими средствами вне человека, перенос на другие "значение" бытового, нравственного, художественного и другого "сверхъестественного". Конечно, политеистической язычеству было еще далеко до образа абстрактной богочеловека. Но в целом оно уже преодолело демонистичний зооморфизм. И хотя Владимиру боги время появлялись в виде молнии, ветра, змея, пса и т. п., они уже имели человеческие смыслы "- и человеческий облик и обычаи, и образ его жизни, и общественные отношения между людьми. Воинственный Перун, например, именем которого присягали князь и дружинники, разъезжал небом на Громова колеснице; Дажьбог жил в прекрасном дворце, имеет двенадцать царств и управлял ими через своих сестер, сыновей и специальных судей; бог неба Сварог - дед дующих стрелами на храбрые полки Игоревы, "мать урожая" Мокошь иногда изображали на рушниках в образе женщины с поднятыми вверх руками - она ​​просит у неба дождя для земли, а значит - жизненных благ, достатка.


Другие статьи по теме:
 Современное состояние старообрядчества
 Формирование основных старообрядческих толков
 Русская церковь до середины xvii века
 Политеизм славян. Язычные боги.
 Древнейшие верования праславян

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb