Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Политеизм славян

31-01-2017

Одну из особенностей теїстичного типа сверхъестественного, как уже отмечено, составляет единосущное двойственность содержания образов богов. Это вполне относится и украинского политеизма, в котором представления о богах состоят из специфически воспринимаемого человеком ее отношение не только к природного класса вещей, но и в общественных явлений, к самой себя как социально определенного индивида. Таким яувляли киевские язычники всех богов, начиная с древнейших - Рода и Белобоге. Род казался им зачинателем всего живого, распорядителем судьбы людей и богов), создателем Ирия - украинского Олимпа. Его сын Білобог был создателем земли, воды и света, а одновременно и богом добра, постоянно вел борьбу с Чорнобогом - носителем зла, бедствия. Таким был и один из главных богов Ирия - Сварог (вероятно от санскр. "свар" - небо; другая гипотеза: сва-рог - тот, что все родил). Сварог - бог неба и огня, а также ремесел, кузнечного дела и кузнецов. Чтобы некий персонаж демоністичного типа опекал производственную деятельность человека, определенную соціяльну слой - вещь совершенно неизвестна.

Сварог - аналог древнегреческом Гефеста, который был богом огня и кузнечного дела. Некоторые из исследователей считает Сварога также опекуном брака и семейного счастья, связывая с его именем борьбу за моногамну семью, следовательно, Сварог возникает одновременно и в социальной роли.

В определенном отношении Сварог уподобляется древнегреческим "культурным героям (Дедал и др.), которые были изобретателями ремесел, орудий труда и разного рода бытовых устройств. Подобно них и Сварог представлялся изобретателем плуга, научил людей молотить зерно на муку и печь из него хлеб. Характерно, что Сварог, по народному поверью, набирал мужского образа и жил между людьми. Сварог отличается от "культурных героев" тем, что люди верили в него - бога, тод как эти последние с верой в них не были связаны: по народному поверью, они и их дела могли быть, а могли и нет.

Привлекает Сварог внимание и другими важными особенностями. Он, вероятно, божество еще во времена Кия, когда власть князей и дружинников еще не стала такой "высокой". Поэтому Сварог близок к простолюдинам, живет среди него и заботится пронього. И, что особенно важно, не торувало уже раннее украинское язчництво образом Сварога (и некоторых других богов) путь к представлений о богочеловеке - представлений, которые соединяют земное с горнім и так развиты в христианстве? Кстати, Сварог - тоже умирающий и воскресаючий бог: он погибает в огне, зажженном Змеем, как обычный человек и воскресает как треєдиний бог Неба - Мира - Солнца, общий всем індоєвропейцям. В свое время древние украинцы считали Сварога главным богом, хозяином их Олимпа.

С укреплением княжеской власти и дружиництва его главные функции все больше переберає Перун, который имел загальноіндоєвропейське и общеславянского значение, но культ которого оказался сильнее на Поднепровье - ближе к центру могучей Кийвської государства. В Х в. в воображении киевской населения, прежде всего князівсько-дружиницьких слоев, Перун выходит на первое место среди остальных богов. Показательно, что в языческом пантеоне князя Владимира уже не нашлось место Сварогові, тогда как Перун стоит на столе княжеских кумиров, и именно ему воины "возлагали оружие свою и щиты, и золото".

Перуна яувляли богом дождя, огня и молнии, а одновременно и богом войны и воинов. Также Перун - бог огня и вод, податель благословенных тепла и влаги. Перун во многом напоминал Зевса, который был божеством дождя и плодородия, а также грозно караючою силой, потому что несколько раз уничтожал несовершенный человеческий род. Присутствует земледельческий культ и в образе Юпитера: он был богом грома и молнии, покровитель виноградарства, а также охранником правопорядка и богом победы. В сознании язычника-земледельца Перун тоже наделялся функцией бога плодовитости, но был и воинственным богом, и "богом над богами". За преказами и легендами, Перун держал в руках лук и колчан со стрелами, чем особенно подчеркивалась его віськова функция как грозного князівсько-дружинного бога, который боролся со злыми чудесами и бесами.

Конечно Перун, князівсько-дружинний опекун, имел значение и общего, в частности земледельческого культа, потому что весной он отпирал небо, пускал на землю тепло, давал дождь. И обретения им доминирующее значение среди других богов нельзя объяснить лишь княжеским протежированием. В возвеличивании Перуна можно, пожалуй, усматривать зародыши в киевском язычестве монотеистической тенденции, прерванной христианством, а в свое время вызванной к жизни бурным развитием Киева хозяйственных и культурных связей в державницько-централізаторських процессов в Украины-Руси.


Другие статьи по теме:
 Религии Древнего Египта
 Формы первобытных религий
 Социально-политические и исторические причины возникновения униатства в Украине
 Монотеизм, политеизм, Генотеизм
 Теории происхождения религии

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb