Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

У российских ветеринаров появился свой церковный праздник

29.03.2011

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.

"В ответ на обращение инициативной группы академиков Российской академии сельскохозяйственных наук во главе с директором Всероссийского государственного Центра качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов академиком Александром Паниным об установлении церковного праздника ветеринарных работников Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем указе постановил: "День памяти святых мучеников Флора и Лавра (31 августа, или 18 августа по старому стилю) благословляется считать церковным праздником ветеринаров на канонической территории Русской православной церкви", - сообщили агентству ИТАР-ТАСС в Россельхознадзоре.

В Русской православной церкви у ветеринаров также есть свой покровитель - святой Элегий.

Православные небесные покровители есть и у представителей других профессий. Так, над студентами "шефствует" святая Татьяна, врачей и аптекарей опекают святые Пантелеймон и Михаил, журналисты находятся под покровительством святых евангелистов Луки и Иоанна, а дипломаты - архангела Гавриила.

Святой Иосиф Купертинский стал общепризнанным покровителем летчиков, космонавтов и воздухоплавателей. Иосиф был не только замечательным священником и духовником, но был известен как мистик, способный парить в воздухе.

Не оставляет своим вниманием Русская православная церковь и такую ответственную "профессию", как родители: в 2008 году День Петра и Февроньи 8 июня был восстановлен в России на официальном уровне как День семьи, любви и верности.


Мученики Флор и Лавр

Флор и Лавр - раннехристианские мученики (II век), пострадавшие в Иллирике. Известны только по житийной литературе. Святые почитаются Православной (память 18(31) августа) и Католической (память 18 августа) церквами. На Руси считались покровителями лошадей.

Согласно житию, Флор и Лавр были родными братьями, с юности уверовавшими во Христа. Их как известных каменщиков правитель Иллирика направил к правителю соседней области для построения нового языческого храма. Братья отдавали полученную плату бедным и проповедовали им Христа.

Успеху их проповеди способствовали чудеса, самым известным из которых стало исцеление сына языческого жреца, после чего исцеленный и его отец стали христианами. В новопостроенном храме, в который еще не были внесены идолы, Флор и Лавр вместе с обращенными ими христианами совершили совместную молитву, а после этого уничтожили идолов, предназначенных для перенесения сюда.

Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр были отправлены обратно в Иллирик. Флор и Лавр исповедали себя христианами перед правителем, после чего были брошены в колодец и засыпаны землей. Впоследствии их мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь, где их видели русские паломники Антоний и Стефан в 1200 и 1350 годах соответственно.

Предание утверждает, что сразу после обретения мощей Флора и Лавра прекратился падеж скота. В связи с этим на Руси эти святые почитались как покровители лошадей. В древних русских иконописных подлинниках указывается, что на иконах святые Флор и Лавр должны быть написаны с лошадьми. Связано это с несколькими преданиями.

Первое повествует о том, что однажды, когда Фрол и Лавр ходили по деревням, строили дома и рыли колодцы, с ними произошел несчастный случай - земля обвалилась и засыпала их в свежевырытом колодце. Спустя некоторое время из-под груды земли стала потихоньку сочиться вода, и одна захудалая лошаденка принялась приходить к этому ручейку на водопой.

Сначала местные жители не обратили на это внимания, но потом заметили, что из жалкой клячи лошадь превратилась в упитанную, гладкую скотину. Люди заинтересовались этим чудом и стали приводить на водопой всех своих лошадей, которые с каждым днем все здоровели так, словно за ними ухаживали самым лучшим образом. Тогда местные жители разрыли завал и обнаружили живых и невредимых братьев, стоящих с лопатами в руках. С тех пор Фрол и Лавр стали считаться покровителями лошадей и прочей скотины.

Другое предание рассказывает, что братья сами утвердили свой день как выходной для всех лошадей. Однажды простой крестьянин выехал на своей лошади пахать поле. Однако лошадь почему-то заупрямилась и не хотела тянуть плуг. Крестьянин разозлился, стал стегать непослушную скотину кнутом, а потом и лупить почем зря палкой, пока бедная кляча не упала на колени и не заржала жалобно, словно моля о пощаде.

И тут на поле, откуда ни возьмись, появились два странника с посохами в руках, которые удержали крестьянина от дальнейшей расправы и сказали ему: "За что ты бьешь лошадь? Ведь ты ответишь за нее перед Богом, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У вас, вот, на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день - Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним".

Народные поверья также гласят, что обучил Фрола и Лавра пониманию лошадей и управлению ими сам архангел Михаил. Якобы пастухи, у которых потерялись кони, обратились с молитвой к Фролу и Лавру, а те попросили помочь им в поиске коней архангела Михаила, который отыскал коней и передал их святым.


Эта рожденная на Руси легенда изображается на иконах с сюжетом "Чудо архангела Михаила о Фроле и Лавре". Самой почитаемой и известной является икона XV века, которую сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее. На иконе изображены святые, причем Фрол - постарше, с бородой, а Лавр - более молодой и безбородый, наверху - архангел, который держит в одной руке конские поводья, а другой благословляет братьев, а ниже - два коня серой и вороной масти, на заднем плане - пастухи и табун лошадей.

Кстати, все три пастуха также считались братьями и мучениками, носившими "конские" имена: Сневзипп - "ускоряющий ход коней", Елевзипп - "гонящий коня" и Мелевзипп - "заботящийся о коне".

Поэтому 31 августа, последний день лета и день поминовения святых мучеников Фрола и Лавра, и почитается до сих пор как "конский день". В этот день на Руси было множество примет и обрядов, связанных с лошадьми. Так, например, считалось, что на лошади в этот день нельзя работать. Нельзя было даже класть седло на конскую спину, а также запрещено было ставить на лошадей тавро.

Лошадей выводили купать на реку или к озеру, причем в гривы их вплетали ленты и цветы, а потом приводили все поголовье, имевшееся в городе или селе, к церкви, где священник кропил коней святой водой. Называлось это действо "конная мольба".


И 31 августа во всех церквях служили молебен братьям-мученикам, чтобы предохранить лошадей от моровой язвы. "Фрол и Лавер до рабочей лошади добер", а также "Умолили Фрола и Лавра, жди лошадям добра", - говорил народ.

О лошадях в этот день заботились особо. Даже в самом бедном дворе старались накормить лошадей досыта, им давали лакомства - круто посоленный хлеб, старались для этого дня припасти овса. Несоблюдение правил сулило беду: "На Фрола и Лавра на лошадях не работают, а то падеж будет". А послушание, наоборот, - процветание и долгую жизнь скотины.

Конюхи и пастухи тоже считали (да и продолжают считать) этот день своим праздником и законным выходным, и традиционно в селах в этот день пастухам выставлялось общественное угощение.

По материалам "Википедии" и сайта "Коневодство".

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb