Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Невербальная коммуникация

03-07-2017

Жест раскрытой руки (пятерня) - до отказа; растопыренные пальцы, вытянутые прямо на зрителя - архаический жест отпугивания нечистой силы, Изображение пятерни в качестве магического оберега встречается в различных культурных традициях: на церемониальном одежде у американских индейцев, на дверях домов и даже на лице (татуировки) у народов Ближнего Востока. Еще несколько лет назад стилизованную пятерню можно было видеть за стеклом легковых автомобилей. У арабов Передней Азии и Магриба этот жест обозначает проклятие. При этом считалось, что «средний и безымянный палец закрывают врагу глаза, мизинец и указательный - затыкают уши, а большой палец замыкает уста. Защитным амулетом от подобного проклятия служит так называемая «ладонь Фаты-ми» - изображение открытой руки с глазом на ладони. »

Архаический характер имеет и знак руки как символ власти, высокого положения в обществе. «Божья рука - владыка», «Под рукой царя народы и земли» и другие. Связь руки с символикой социального статуса хорошо ощущается в таких выражениях, как «он - моя правая рука» (главный помощник), «длинные / короткие руки» (многие мало власти) и др..

В основе символики руки, как знака власти, лежит идея принадлежности. В логике традиционных представлений прикоснуться к чему-либо во многих случаях означало «вступить во владение» (ср. в детском «правые»: «Я: первым прикоснулся»). Значимость этого действия повышалась, если речь шла об объекте, наделенным особым статусом, например, о некоем сакральном предмет воплощает основные ценности коллектива. У многих народов человек, коснулась тех или иных деталей очага, автоматически вступала под покровительство хозяев дома. У народов Кавказа даже враг, если коснулся цепи над очагом, становился неприкосновенным. Нет ничего удивительного в том, что русские крестьяне не хотели, чтобы иностранцы касались руками их икон.

Картина мира человека строится с помощью определенного набора противопоставлений, таких как жизнь - смерть, счастье - несчастье, мужской - женский и др.. Среди них фундаментальное значение имеют пространственные оппозиции (верх - низ, внутренний - внешний, правый - левый), лежащие в основе всей многоаспектной (не только пространственной) системы ориентации человека в окружающем мире. Одна из особенностей пространственных оппозиций в том, что они могут приобретать оценочной смысла. Это особенно характерно для противопоставления прав левый.

Жестова коммуникация, невербальные формы взаимопонимания выражают отношения и моральные нормы. Правое ассоциируется с правдой, правильным, правотой, в то время как левое - с неправдой (ложью), неправильным, неправотой. Правом приписывается чаще всего положительное, а в левом - отрицательное значение.

Характер оппозиции «правое - левое» непосредственно определяется неравноценностью правой и левой руки. Биологические предпосылки для пра-ворукосты оговариваются функциональной асимметрией человеческого мозга. Культурные установки поддерживают праворукость, с одной стороны, и основываются на ней - с другой. На этом фундаменте основывается оппозиция «правое - левое», много определяющих особенностей ритуального и этикетного поведения.

У многих народов строго разграничивались действия, которые нужно делать правой и левой рукой. По представлениям монголов, правая рука - «рука благодати», и только этой рукой можно было вручать и принимать подарки, доить скот, отдавать что-либо. У некоторых народов функции левой руки ограничивались буквально с колыбели. Например, сербы оставляли несповитою только правую руку ребенка, «чтобы она могла защищаться ею от черта». Мусульмане считают правую руку ритуально чистой, поэтому ею можно было приветствовать человека, принимать пищу, касаться «чистых» частей тела.


Другие статьи по теме:
 Методологические аспекты исследования современного общественно-политического развития
 История Рима
 Предпосылки проблематичность информационного контакта.
 Гипотетическая реконструкция и принцип демаркации К.Поппера в научном познании
 Основные проблемы фермерских хозяйств

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb