Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Научные теории происхождения религии

10-02-2017

Последователи Тейлора предложили различные концепции возник ние анимистических уявлень.Г.Спенсер (1820 - 1903) выводил зарождения этой идеи из идеи «двойника»: первобытный человек видел своего или чужого двойника во сне, в грезах - так появилась мысль о двойной сущности человека. Г. Кунов (1862 - 1936) искал возникновения анимистических представлений в стремлении первобытного человека к самопознанию, в сосредоточении. Анимистические теория дала толчок высокой оценке нашего першобуття.

В процессе критики анимистической теории возникла еще одна кон цепции возникновения религии аниматизм, согласно которой анимистическими комплекса предшествовала идея всеобщего одушевления вещей, всей природы. Считалось, что каждая вещь, каждое явление имеет «своего хозяина», «свой голос». Это был примитивный пантеизм. Эту концеп цию активно разрабатывали выдающиеся этнографы В. Г. Богораз (1865 - 1936) и Л. Я. Штеренберг (1861 - 1927). Но такое явление, которое бы одухотворяли всю природу путем сравнения всех ее вещей и явлений с человеком, действительно существовало; но оно ни в коей мере еще не было религией. Это явление получило название олицетворение природы, которое еще не знало отделения духовного от материального и было особенностью мифологического миропонимания, отличного от религиозного.

С критики анимизма выросла также концепция преанимизму. Английский ученый Р. Маретто (1866 - 1943) считал, что анимизма му предшествовала вера в силу, лишенную индивидуальности и физического ных свойств, которая не связана с материальными телами, но оказывается в них. Пользуясь терминологией исследуемых им племен, он назвал ее «мана». Но такое понятие более состав не, чем понятие «душа», поэтому не может предшествовать анимизм. Предположение Маретто ошибочное.

Французский психолог ЛЛеви-Брюль (1857 - 1939) выдвинул идею, будто у первобытных людей существовало логического мышления, глубоко отличное от мышления современных людей. Оно и обусловило соз ние понятий, которые не укладываются в обычную схему развития человеческому кого мышления. Но существование логического и, значит, нелогично го мышления не связываются с творческой деятельностью людей в произ водство, а без нее не было 6 развития первобытного общества.

К преанимизму приближается теория французского социолога Э. Дюркгейма (1858 - 1917), согласно которой извечным элементом религии является культовые обряды тотемизма, которые стали основой для созда ние различных религий. Бог - это символ, в котором общество обо жнюе себя для укрепления своей власти, а потому все социальное является религиозным. Религия возникает вместе с обществом. Последний выс ных не совпадает с фактами истории: некоторое время общество было безрелигиозной.

Преанимистични теории, критикуя уязвимые места анимистич ной теории, не помогали выяснить вопрос возникновения религии, а, наоборот, были шагом назад по сравнению с тем же анимизмом.


Другие статьи по теме:
 Шариат - правовая и богословская система
 Академический теизм
 Социально-политические и исторические причины возникновения униатства в Украине.
 Границы распространения.
 Магия и религия

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb