Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Научное и художественно-эстетическое познание.

13-08-2017

Подобную позицию, вспомним, комментировал и Дмитрий Донцов, который, как уже говорилось в одной из предыдущих тем, также негативно относился к идеям исключительно "умного", логического развития культуры и выступал с критикой концепции всевластия разума.

КОГДА В 1735 г. немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (1714-1762) в своей диссертации "Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения" впервые ввел в научный оборот термин "эстетика", он исходил прежде всего из актуальной для тогдашней философской мысли чисто гносеологической потребности разведения форм познания. Идя по пути своих предшественников и учителей Г. В. Лейбнииа и X. Вольфа, Баумгартен различал и противопоставлял умственное или логическое познание и познание чувственное, для определения которого им и было использовано понятие "эстетическое". Термин "эстетика" был введен для обозначения "науки о чувственном знания" - или, по Баумгартеном, "низшей" теории познания, которая дополняла "высшую" теорию познания, или логику. В нововведении А. Г. Баумгартен а можно увидеть попытку дать свой вариант решения актуальной в то время философской проблемы, причем вариант, в котором прослеживается попытка избежать крайностей как рационализма, так и эмпиризма и соединить в систему двух наук (эстетики и логики) исследования различных и вместе с тем соотносительных путей постижения человеком бытия: рационально-логического и художественно-эстетического. Другими словами, конфликт мировоззренческих позиций Баумгартен предлагал решить не путем формирования еще одной (пусть даже и объединительной) концепции, а путем создания отдельных специальных научных подходов, которые не исключали друг друга, как это зачастую происходит на уровне концепций, а, разделяясь, именно взаимно дополнялись бы, что мы, как правило, видим во взаимодействии различных наук или и сфер сознания.

Следует признать, что предложение Баумгартена оказалась результативной по формированию эстетики как новой философской дисциплины. Вместе с тем окончательное распределение исследований познавательной активности человека между различными дисциплинами привел не только к положительному результату большей специализации, т.е. углубления этих исследований. Ограничение сферы деятельности или познания, конечно, может в определенных аспектах и ​​в определенной степени способствовать узконаправленный достижением, однако потенциал узкой сосредоточенности усилий очень быстро исчерпывается.

В результате узкоспециализированное углубления во многих случаях привело к уменьшению горизонта и масштаба научного видения. В частности, со временем из круга внимания и осознания как-то незаметно выпало представление о сущностном взаимосвязь логического и эстетического как взаимосвязанных форм познавательной активности. Тем более что сам Баумгарген так и не успел изложить свои идеи относительно специфики эстетики в окончательной форме. Например, в его "Эстетике" так и не появился запланирован автором специальный раздел, который должен быть посвящен исследованию знаковой природы эстетического. Если бы эта идея была осуществлена, то, возможно, мы знали бы Баумгартена не только как автора таких терминов современного научного пространства, как "эстетика", "субъективное", "объективное", но и как автора термина "семиотика" и основателя учения о знаках (чем он более па века опередил бы в таком случае Пирса и Ф. де Соссюра). Запланировано, но так и не реализовано освещение семиологичного ракурса исследования эстетики, несомненно, значительно усилило бы и подчеркнуло связь эстетики с логикой, поскольку семиотика является феноменом, становится возможным исключительно логическим основанием (позже Ч. Пирс собственно и начал разрабатывать семиотику как особый вариант математической логики).


Другие статьи по теме:
 История Мариуполя в его предприятиях и культурных заведениях
 Психоаналитическая (фрейдовская) концепция.
 Кредитование крестьянского (фермерского)хозяйства
 Культура возрождения
 Современное парикмахерское искусство

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb