Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Мораль и право как механизмы регуляции культурной жизнедеятельности человека.

16-10-2017

Термин "мораль" (moralitas) происходит от латинского прилагательного moralis (такой, что касается характера, характера, склада души, привычек), образованного, в свою очередь, от древне-латинского mos (обычай, натура, поведение, а также предписание, правило , закон). Нравственная культура - это система нормативных отношений между людьми, образует особую, исторически и традиционно обусловленную сферу культурной практики. Мораль как форма общественного сознания является объектом исследования такой философской дисциплины, как этика, что и делает ситуацию довольно частой синонимизация понятий "мораль" и "этика". Кроме моральной культуры, функцию нормативного регулирования выполняет также культура правовая - система формализованных общеобязательных норм человеческой жизнедеятельности (правовых законов), которые закрепляются и охраняются государством.

Таким образом, мораль и право являются основными способами регуляции и нормирования поведения человека и взаимно дополняют друг друга, что и дает основания в определенных пределах говорить о них как о некотором единстве, то есть морально-правовую культуру. Основное же отличие и разграничения между моралью и правом прежде всего в том, что моральная регуляция осуществляется на основе различных аспектов нравственного сознания, которая выступает, так сказать, своим собственным гарантом, тогда как правовая регуляция не обусловлено исключительно сознанием, а имеет своим источником и гарантом такой мощный социальный институт, как государство. Отсюда вытекает и определенная разница в стимулах, которые задают и подкрепляют стремление человека к соблюдению моральных и правовых норм. Если моральных норм человек придерживается под влиянием только таких в определенном смысле идеальных, нематериализованных вещей, как собственную совесть и общественное мнение, то соблюдение правовых норм, кроме того, подкрепляется и угрозой вполне реальных материальных и физических наказаний (например штраф, ограничение свободы передвижения и т.д., вплоть до лишения нарушителя правовых норм самого его жизни).

Интересную параллель или и связь можно увидеть между разнообразием принципов воспитания ребенка и пространством нравственно-правовой культуры, в который каждый ребенок попадает, став взрослым человеком. Речь идет о сочетание и соотношение средств и методов убеждения (пространство морали) и наказания (пространство права). Причем многие из выдающихся педагогов отмечал, что страх перед наказанием никогда не является достаточным фактором воспитания ребенка. То же можно сказать и относительно репрессивных мер государства в отношении нарушителей правовых норм. Человек, который не имеет моральных мотиваций соблюдения общественных норм взаимоотношений и поведения, вполне вероятно, попытается обойти и правовые нормы. Иногда попытка избежать наказания или страх перед ним может даже толкнуть человека на еще более значительное нарушение (типичный пример - убийство свидетелей преступления). Правда, далеко не всегда нарушения принятых в определенном кругу моральных норм однозначно свидетельствует об аморальности, а нарушение законов - о преступности личности. Следует упомянуть и о принципиальной возможности таких ситуаций, когда некоторые традиционные аспекты общественной морали или государственного законодательства устаревают и приходят в противоречие с прогрессивными тенденциями развития культуры. В качестве примеров можно вспомнить этические и законодательные ограничения в различных сферах жизнедеятельности, существовать ЩС начале XX в. у некоторых даже развитых теперь странах для женщин, национальных меньшинств (отсутствие права заниматься определенными видами трудовой и общественной деятельности, участвовать в голосовании и т.д.), или существование так называемых "политических" статей правовых кодексов многих исторических и современных государств.


Другие статьи по теме:
 Традиции эстетического воспитания в Украине
 КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В УКРАИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ.
 ИСТОРИЯ И УСТРОЙСТВА Становление культурологической мысли.
 Территориальные особенности лозы.
 Разрушение озонного слоя Земли

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb