Культурогенез как процесс выпадения человека из природного пространства. |
12-10-2019 |
Животные не обречены "выбирать" в человеческом понимании, поскольку ими управляет (можно сказать: за них выбирает) безличный естественный закон, который действует через императивные импульсы внешних относительно индивида инстинктивных программ. Животные ничего не "знают", но это означает и то, что для них не существует проблемы "незнания". Человек же, с выпадением из природного континуума и получением своего "Я", оказалась обреченной на выбор. ей нужно было научиться самой выбирать какой-то вариант из неизвестного будущего: в какую сторону идти, можно ли это есть: как лучше обустроить место для ночлега и т.д. Правда, следует учитывать, что сегмент действительного индивидуального выбора с развитием культурного пространства очень значительной степени начинает ограничиваться горизонтом традиции (в широком формате этого понятия - то есть традиций не только бытового поведения, но и морально-правовых, научных, мировоззренческих и т.д.). Но при этом сами традиции вполне можно понимать как результат наиндивидуального, коллективного культурного выбора определенной человеческой общности. Человеческий выбор, который, собственно, всегда есть выбор будущего (или ближайшей момент, или последующего времени), вместе с тем представляет и интенцию слияния с другим, с тем пространством и временем, что не является человеческим "Я", где человека никогда нет . Выбор в данном контексте диктуется стремлением преодолеть разрыв природного континуума. Собственно, через выбор проведен путем проекции психических интенций на отдельный феномен внешнего мира, достигается ситуативное снятия оппозиционности, субъектно-объектных отношений и, наконец, практическое (хотя и не всегда только ситуативное, фрагментарное) преодоление отчуждения. В результате выбора человеческая "самость" интенцийно соединяется с "другим" и овладевает им. Иными словами, выбирая или принимая решение, человек тем самым как бы "забрасывает" свое "Я" в то "другое" будущее. Воля в процессе выбора является психологическим инструментом. Однако диалектика выбора заключается в том, то его реализация, которая с спориднювальною концентрацией на определенном отдельном фрагменте бытия, своеобразной партией-чушки, отвергает тем самым (по крайней мере на данный хронологический момент) все остальные потенциальные возможности интенциональной сближения и слияния "Я" и "другого ". Снимая ситуативное отчуждения, преодолевая оппозиционной пропасть в определенной точке, выбор углубляет оппозиционное напряжение в других местах, объективно расширяя и горизонт отчужденности. Отсюда причины характерного ощущения выбора как обреченности, тяжести, тяжести, источники душевных коллизий, которые пронизывают всю человеческую историю. Можно вспомнить и характерно стремление масс перевести выбор (и ответственность) на социального лидера (вождя, фюрера и т.п.), харизматический авторитет (пророка, героя и пр.). Или хотя бы скромно поступиться правом (или обязанностью?) Индивидуального выбора коллективно выработанной традиции.
Другие статьи по теме: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Архитектор М. В. Рыков
Атлантида
Развитие образования на Украине
АРСЕНАЛ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЦИТАДЕЛИ
Добавить комментарий:
Новые фотографии:
 Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 462.22 kb |  Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 309.22 kb |  Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 352.57 kb |
|