Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Культурное пространство как пространство смысловых оппозиций.

24-05-2017

Причина подобной аксиологической амбивалентности и, соответственно, позаморальности (не безнравственности (!), А именно позаморальности, т.е. отсутствия моральной оценки как таковой) в том, что источником сакральных отношений является переживание форм естественного, космического порядка, поэтому они - вне всякого этическим разрешением. Иными словами, переживание первичной сакральности воспроизводит переживание космического упорядочения, и поэтому генетически сакральная аксиология в принципе внеморальным. Мировой порядок не является нравственным по своей природе, о нем можно сказать только то, что он есть. Опять же, боги фактически всех древних религий находятся вне моральными оценками, они нравственно "безьякисни", и их "поступки" не могут оцениваться в категориях морали.

Другое дело, что под воздействием растущей в ходе становления культуры этической рефлексии и вследствие углубления субъектной автономии первичные синкретично-амбивалентный сакральные смыслы со временем, а именно в период распада первичного культурного синкрезису, начали разделяться на положительно сакральное и негативно сакральное. Положительно сакральное, что связывалось с благом, стало приобретать значение моральных норм, в том числе и в поздних религиозных системах (например, христианство с его этической нормативностью). Отрицательно же сакральное было использовано для проведения и отражения парадоксального на первый взгляд процесса культурной иерархизации и благоустройства "антикультурный" сил хаоса и деструкции. Как ни странно, по сути своей неупорядоченные и в принципе безымянные силы, противодействующие культуре, принимаются культурой в свою смысловую оппозиционную структуру, именуются и упорядочиваются. Уможливлюеться такая парадоксальность тем, что действующая этическая рефлексия, измельчая синкретические смыслы, развела категории морального блага и порядка как такового. Вследствие этого (а также, конечно, благодаря естественному закону взаимосвязи всего со всем) образы морального зла также получили возможность внутренней упорядоченности в культурном сознании. Иными словами, чтобы упорядочить и систематизировать деструктивные силы, культурное сознание было разграничить понятия блага и порядка как (подчеркиваем, что речь здесь идет не об их противопоставление, а о чисто понятийный деление), и тогда стало возможным сочетание (в определенном шаге перманентного культурного смислотворення) не только блага и порядка, а зла и порядка. Иерархии негативных сил, как правило, симметрично воспроизводят иерархии сил положительных и строятся по принципу нарастания негативно сакрального.

Следует обратить внимание, что негативная сакральность, которая была сформирована только в эпоху монотеизма, существенно отличается от первоначального аксиологического синкретизма. Если в древних восточных государствах воздвигали храмы как "хорошим", так и "злым" богам, то в христианстве или исламе есть принципиально иную ситуацию.

Обобщая, следует отметить, что оппозиции имманентное - трансцендентное, дискретное - континуальное и профанное - сакральное является инвариантным структурным фундаментом всякого смыслового образования в культуре, которое, как и каждый из названных оппозиций, всегда генетически происходит от начальной оппозиции "Я - другое".


Другие статьи по теме:
 Трудовая концепция
 История развития лозоплетения.
 Стиль, традиция, канон.
 Культура Римской империи в период наибольшего могущества
 Искусство народов

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb