Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Конвенционализм

25-02-2017

Однако, для точного определения позиций Пуанкаре необходимо выяснить, что именно он подразумевал под конвенциями, какой смысл вкладывал в понятие "удобство" i или отождествлял "свободное творчество нашего ума" при выработке конвенций по их полной довільністю.

Рассматривая геометрические аксиомы как продукт свободного творчества ума, Пуанкаре подчеркивал, что научно значимые конвенции геометрии находятся в определенной соответствии со свойствами той действительности, в которой они применяются. Он писал, что "если бы перенести нас в некий иной мир (который я называю миром неевклідовим), то мы вынуждены были бы усвоить себе и другие конвенции" [3. -с.55]. Одним из первых Пуанкаре поставил вопрос о том, что разные неевклідові геометрии (которые многим казались не имеющими никакого отношения к объективной реальности) обладают физическим смыслом для различных типов реальных поверхностей. Трактовка "удобства", который дается при этом, совершенно противоположным представлению о произвольность геометрических аксиом и систем, базирующихся на них: "Евклидова геометрия удобна тем, что она довольно точно соответствует свойствам природных твердых тел - тел, в которых приближаются по свойствам члены нашего организма и наши глаза и из которых мы строим наши измерительные приборы" [3. -с.60]. С точки зрения Пуанкаре, евклидова геометрия базируется не на совершенно произвольных допущениях, а на предположениях, которые представляют собой приближенные верные отпечатки свойств мира, в котором живет и действует человек. Пуанкаре предусматривал выбор в пользу геометрии Евклида, одновременно утверждая, что можно в принципе пользоваться i будь-какой другой внутренне непротиворечивой геометрией. Но эти общие рассуждения остались неподкрепленными конкретными физическими описаниями явлений на основе различных геометрий. Поэтому долгое время ученые, не принимая геометрического конвенціоналізму Пуанкаре, пытались его преодолеть. И лишь в последнее время исчезли сомнения в справедливости этого вывода о возможности описания одних и тех же явлений с применением различных геометрий.

Почему же, в таком случае, Пуанкаре называет геометрические аксиомы конвенциями, то есть, хотя бы в ограниченном смысле, условными положениями, которые имеют характер соглашения между учеными? Это объясняется прежде всего тем, что создание неевклидовых геометрий поставило ученых перед фактом существования нескольких отличных систем аксиом, что не имеют характерного очевидности, которой владеют аксиомы евклидовой геометрии; формулировки этих аксиом оказалось результатом умозаключений, а не непосредственного угледіння. Свойственная для наивного естественнонаучного материализма гносеологическая концепция зеркально-прямого и непосредственного отражения объективной реальности оказалась в этих условиях совершенно неспособной объяснить процесс геометрической творчества. Неизбежна отказ от нее произвела впечатление, что в области геометрии отражение этой реальности вообще не имеет места. Однако, Пуанкаре лишь частично поддерживает такую точку зрения. Он считает, что условность в полной мере царит лишь в момент формулировки тех или других геометрических аксиом, которые устанавливаются ученым без того, чтобы он непосредственно усмотрел их в окружающем мире; в этом смысле аксиомы и именуются конвенциями. Но научная значимость этих аксиом зависит, по мнению Пуанкаре, от того, соответствуют ли они какой-нибудь физической реальности, которая уже известна человеку, или той, существование которой лишь предполагается. Иначе говоря, результат геометрической творчества получает практическое применение в той мере, в какой в нем отражено взаимодействие с реальностью. Пуанкаре уверен, что такое отображение является не только возможным, но действительно имеет место, например, в евклидовой геометрии. С точки зрения философского конвенціоналізму, такое утверждение является неправомерным, а потому понятно, что понимание геометрии Пуанкаре существенно отличается от точки зрения философского конвенціоналізму. Его конвернціоналізм - методологический.


Другие статьи по теме:
 Особенности эллинистической культуры
 Мусульманская этика и культура международного бизнеса
 Книгопечатание в Киевском университете
 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 ТРАКТАТ «О ОСМИХЪ ЧАСТЕХЪ СЛОВА»

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb