Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Конвенционализм

23-04-2017

Таким образом, в процессе творческой работы Пуанкаре выделяет несколько этапов: после некоторого периода сознательной труда и неудачных попыток достичь результата наступает более или менее длительный перерыв, во время которой безсвідома работа не прекращается, потом внезапно появляется решающая мнение. Известный нидерландский математик Е.Бет сформулировал эту концепцию Пуанкаре так: "Подготовка, инкубация, вдохновения и проверка"[Цит.за: 4. -с.236]. Процесс инкубации идей или процесс безсвідомої работы, как подчеркивал Пуанкаре, является возможным или хотя бы небесполезным, если ему предшествует и за ним наступает период сознательной работы. Сознательная работа является особенно необходимым для обработки результатов вдохновения.

Отсюда Пуанкаре задает такой вопрос: не следует в таком случае, что "я" подсознательное есть нечто выше, чем "я" сознательное? Это вопрос для него неслучайно, ведь именно к такому выводу пришел Е.Бутру, философ-spiritualist, который двумя месяцами ранее выступал на заседании Психологического общества где совершал свое выступление Аноі Пуанкаре. Пуанкаре относительно выводов Бутру высказался категорично: "Что касается меня, то я, признаюсь, отнесся бы к такой ответы далеко не сочувственно". Так же он критически оценил взгляды Бутру i в своем докладе "Эволюция законов", провозглашенной на IY Международном конгрессе.

Отвергая логіцизм, Пуанкаре в вопросе о природе арифметики, которая со второй половины XIX века рассматривалась в качестве основы всей математики, предложил свой вариант, который основывался на кантівських идеях. В основополагающем для арифметики принципе полной индукции Пуанкаре видел априорное синтетическое суждение, которое представляет собой "только доказательство могущества нашего ума, уверенного в своей способности, способности представлять себе ту или иную действие такой, что повторяется до бесконечности, поскольку она оказалась возможной хотя бы раз"[3. -с.166].

Борьба Пуанкаре против логіцизму имела еще одно следствие. Она была направлена против методологии індуктивізму, который во многом базировался на аналитических идеях логіцизму. Выступления Пуанкаре с критикой логіцизму, поддержанные Бутру, Мейєрсоном, Бреншвігом имели определяющее значение, поскольку поставили преграду на пути распространения эмпиризма во французской философии.

С критикой логіцизму был связан еще один аспект творчества Пуанкаре. Это касается канторової теории множеств.

Как и многих других математиков, Пуанкаре считал непротиворечивость высшим критерием состоятельности математической теории. Но на рубеже XIX и ХХ веков в теории множеств оказались противоречия, к которым приводят вполне верны в логическом отношении соображения. Именно эти неразрешимые парадоксы и отвлекли Пуанкаре от теории множеств. Он ставил под сомнение ее право на существование, поскольку отдельные его положения противоречили друг другу. Поэтому он выступил против применения "трансфінітних чисел", введенных Кантором; с критикой аксиоматики Цермело; против теории типов Рассела; критиковал непредикативні определения в математике. По мнению Пуанкаре, аксиома Цермело (1904 г.) представляла собой априорное синтетическое суждение, а потому все попытки Рассела довести эту аксиому он считал безнадежным.

Пуанкаре также был инициатором современной постановки проблемы непредикативності. В качестве непредикативних определений он рассматривал определения, построенные по принципу замкнутого круга - когда соображения, что ведет к желаемому результату, также опирается на то, что с его помощью нужно определить. Источником непредикативності и всех противоречий в теории множеств Пуанкаре считал основное понятие этой теории - актуальную бесконечность. Поэтому, по его мнению, это понятие следует исключить из математического потребления, и это даст возможность выйти из парадоксов теории множеств.

Такие же замечания можно привести и в отношении "герменевтичного круга", когда вместо аксиоматического введение делают попытку предикации, тем самым попадая в "заколдованный круг" бесконечного регресса предикатов.


Другие статьи по теме:
 Философия эллинизма
 ХОЗЯЙСТВО
 «ГРАМАТЫКА СЛОВЕНСКАЯ» И. Ужевича
 Конструирование базовых значений и смыслов через новую классификацию в научных исследованиях
 Этикет телефонного диалога

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb