Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Конструирование базовых значений и смыслов через новую классификацию в научных исследованиях

03-05-2017

Критерий "удобства", который неоднократно использовался Пуанкаре для выбора геометрии, которой отдается предпочтение, и объяснение трьохмірності пространства, стали причиной многих недоразумений. Не объясняя смысл, который он вкладывал в этот неудачный (по мнению самого Пуанкаре) срок, Пуанкаре дал повод для разнообразных інтерпритацій своей позиции. Поэтому в дальнейшем ему неоднократно приходилось выступать против попыток явно суб'єктивістськи толковать его слова. Однако, в некоторых своих работах он отметил объективное основание для выбора той или иной теоретической схемы из условий удобства. Так, еще в 1887 году в работе "Об основных гипотезы геометрии", впервые поставив вопрос о выборе геометрии для описания физических явлений, Пуанкаре объяснял: "Мы выбрали из-среди всех возможных групп одну особую для того, чтобы к ней относить физические явления, подобно тому как мы выбираем систему трех координатных осей, чтобы к ней относить геометрические фигуры. Что же определило наш выбор?

Это, во-первых, простота выбранной группы; но есть и другая причина: в природе существуют тела, которые называются жесткими, и опыт говорит нам, что связь различных возможных перемещений этих тел выражается со значительной степенью приближения такими же соотношениями, что и различные операции выбранной группы"[3.-с.62]. Тем самым Пуанкаре прямо указывает, что выбор геометрии i группы движений определяется их соответствием двигательные реальных тел. Почти то же самое он писал через два десятилетия в книге "Наука и метод": речь трех измерений, по его мнению, приспособлена к "миру, что имеет определенные свойства, и главная из этих свойств заключается в том, что в этом мире существуют твердые тела, которые перемещаются по таким законам, которые мы именуем законами движения неизменяющихся твердых тел" [3. -с.286].

Называя аксиомы геометрии конвенциями, Пуанкаре ставит i важную гносеологическую проблему, обращая внимание на тот факт, что мнение ученого "улетает" от непосредственно данной ему в чувственном опыте реальности. Однако, для него совершенно непонятно, как решить эту проблему и каким образом геометрические системы, вроде евклидовой, все же соответствуют свойствам окружающего мира. Невирішуваність данной проблемы в значительной мере способствовала тому, что гносеологическая концепция Пуанкаре воспринималась как конвенціоналізм: подчеркнув наличие конвенций в начале геометрического познания, он не смог показать, каким образом в течении своего развития оно наполняется объективным содержанием, свободным от условности и любой произвольности. Ле Руа даже упрекал Пуанкаре за непоследовательность и утверждал, что допущение конвенціональності аксиом автоматически ведет к признанию конвенціональіності всего сооружения геометрического знания и отрицание возможности ее соответствия почему-либо существующем вне человеческим разумом. Без сомнения, конвенціоналізм вырастает на основе учения Пуанкаре о конвенціональність геометрических аксиом, но подобное развитие учения сам французский ученый категорически отрицал. В качестве философского учения конвенціоналізм был окончательно оформлен Ле Руа и отстаивался ним.

Относительно же Пуанкаре, то во всех его философских произведениях проходит полемика с "новым номіналізмом", как он называл конвенціоналізм Ле Руа (Пуанкаре так резюмировал данную концепцию: "Наука состоит из одних лишь конвенций, и своей позірною достоверностью она обязана только этому обстоятельству; научные факты и - тем более - законы являются искусственным творением ученого; поэтому наука совсем не способна открыть нам истину, она может служить нам лишь правилом действия"[3. -с.281]). Особенно ярко эта полемика проявилась при интерпретации Пуанкаре физической науки.


Другие статьи по теме:
 Выдающиеся шедевры культуры эпохи Возрождения
 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 Мир и человек в архаической культуре
 ЖОРНА-БЛИН
 Литературный процесс эпохи эллинизма

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb