Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Конструирование базовых значений и смыслов через новую классификацию в научных исследованиях

02-07-2017

В составе физической теории Пуанкаре выделяет два основных элемента - факты и обобщения. Используя терминологию Ле Руа, который делил факты на "недоказанные" и "научные" и утверждал, что "научные" факты представляют собой произвольную конструкцию ученого, отделенную пропастью от непосредственной реальности "недоказанных" фактов, Пуанкаре совсем иначе, чем его оппонент, уявлял себе отношение между названными видами фактов. "Недоведенный" факт Пуанкаре рассматривает как чувственное и сугубо индивидуальное восприятие человеком какого-нибудь явления; это придает данному факту черты произвольности. Но следующая языковая характеристика восприятия стирает собственно индивидуальные и субъективные моменты в нем; она может служить обозначением для множества однотипных восприятий разных людей. Выраженный в языке, факт становится достижимым для оценки его в качестве истинного или ложного: "для проверки мы обращаемся или к показаний наших чувств, или же к воспоминаниям о эти показания"[3.-с.275]. Языковое выражение и верификация, что осуществляется при этом, означают, по Пуанкаре, преобразования "недоказанного" факта в "научный" факт; между ними, таким образом, существует преемственность, но научный факт является высшим (по своим объективным значением) от "недоказанного", поскольку выражение в языке и процедура проверки устранили из него произвольность, что была присуща субъективного, "недоказанного" факта.

Пуанкаре подчеркивает, что "научные" факты, которые представляют собой результат наблюдения или эксперимента, дают знания о самом предмете, который изучается ученым. Значение проверки заключается как раз в том, чтобы установить соответствие "научного" факта к реальности. Именно поэтому "научный" факт в дальнейшем может быть уточнен, дополнен, но никакой прогресс науки не может привести к его полному отрицанию. Этот объективный смысл "научных" фактов обеспечивает, по мнению Пуанкаре, преемственность в развитии физики. "Итог: факты есть факты; если бывает, что они согласуются с предсказаниями, то это вовсе не является результатом нашей свободной деятельности"[3. -с.279]. Подобная трактовка фактов противоречит философском конвенціоналізму, а не методологическом.

Рассматривая факты как фундамент науки, Пуанкаре указывает на необходимость для ученого следующего шага - обобщение фактов. "Ученый должен организовывать факты; наука создается из фактов, как дом из кирпичей. Но накопление фактов не в большей степени наукой, чем груда кирпичей - домом" [3. -с.91]. При характеристике обобщения Пуанкаре отходит от точки зрения однобокого эмпиризма, которая была распространена среди значительной части естествоиспытателей Нового времени и которую философски обосновал позитивизм. Он отмечает, что в движении научной мысли от фактов к обобщениям нет той абсолютной непрерывности, которая допускалась до сих пор эмпиризмом, а наблюдается своеобразный прыжок - если факты являются строго достоверными и должны быть такими, то обобщения сначала выступают в виде гипотезы: ""любое обобщение является гипотезой". Если раньше, в XYIII веке и на протяжении значительной части XIX века, большинство естествоиспытателей, вслед за ньютонівським принципу - "гипотез не придумываю", - абсолютно противопоставляли научное знание и гипотезы, то Пуанкаре пришел к выводу, что в последние десятилетия развитие науки сделал "очевидным, что математику нельзя было бы обойтись без гипотезы и тем более не обходится без нее экспериментатор"[3. -с.97]. Этот вывод означал осознание растущей роли теоретического мышления по мере более глубокого познания реальности и одновременно осознание специфики рационального познания, невозможности его сведение к чувственного познания.

Но Пуанкаре не только оказывает существенную роль гипотезы в науке. Первоочередную важность для него имеет выяснения того, какое влияние имеют на значимость научных теорий те гипотетические обобщения, на основе которых они произрастают. Отвергая как дилетатнський такой подход, согласно которому гипотезы настолько ослабляют теоретические погбудови, что они "должны были разрушаться от одного дуновения ветра", Пуанкаре утверждает, что "гипотеза является не только необходимым, но и очень часто законной"[3. -с.98].


Другие статьи по теме:
 Современный пафос критики рационализма
 «ГРАМАТЫКА СЛОВЕНСКАЯ» И. Ужевича
 Книгопечатание в Киевском университете
 СЕВ Хлеб
 СЕКУЛЯРНЫЕ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ХАРАКТЕРА

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb