Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Концепции культурных изменений.

24-05-2017

Близким к дифузионизму есть "культурный ендосмос", с позиций которого культурное развитие объясняется прежде непрерывными взаимовлияниями народов. Украинский философ и культуролог С. Безклубенко так характеризует это явление: "Действительно, подобно тому, как между растворами (различной концентрации и отличного" соляного "состава), при условии, если они не разделены полностью непроницаемой перегородкой, происходит их естественное перемешивание, вследствие чего через некоторое время может даже установиться однородный раствор (с превосходящими характеристиками более концентрированного), так и между народами, их культурами, при необходимости имеют не только отличный "водяной" состав, но и разный уровень "концентрации", происходит процесс взаимопроникновения и смешения вплоть до возможного (в идеале) "выравнивания". В случае, когда последнее приобретает явные черты первоначального более "концентрированной", говорят об ассимиляции. Конечно, этот процесс взаимодействия происходит спонтанно и совершенно стихийно прежде всего там, где отсутствуют искусственные непроницаемые перегородки между народами - в регионах их непосредственного природного межевания, так сказать, на периферии окраинах. (...) Здесь не будет неуместным заметить, что, за редкими и досадными исключениями, люди (семьи, рода, племена и народы) нигде и никогда не существовали в абсолютной изоляции друг от друга. Поэтому представление о самобытности народов и их культур, как правило, преувеличены ".

О явлении ендосмосу в связи с проблемой формирования национального стиля искусства еще раньше писал и украинский композитор и теоретик культуры С. Людкевич: "Через непрерывное действие и заимствования влияний соседних национальных элементов неоднократно меняется физиономия народов и племен, поэтому и нельзя собственно говорить о точно отделены национальные типы: между так называемыми производимыми национальными типами являются в действительности сотни переходных нюансов, которые при соответствующих условиях сложились бы в новые отличные типы ". 1 далее: "Культурный ендосмос и заимствования чужих форм, хотя бы пережитых, является конечным условием развитию всех народов ..."

М. Драгоманов в своем труде "Украина и центры" высказывал мнение, то реальное бытие народов разворачивается не по теоретическим представлениям о циклах развития и достижения прогресса, а скорее через сплочение человечества вокруг определенных мировых культурных "центров", которые постоянно взаимодействуют между собой.

О своеобразный "волнообразный" способ существования человечества писал И. Франко. По его мнению, каждый прогресс истории начинается в определенном центре и затем, подобно волнам на воде от брошенного в нее камня, распространяется постепенно все больше территориями: страной, группой стран, континентом - пока не становится глобальным явлением.

Что же касается текущего момента в истории человечества, то, как отметил в 1992 г. один из крупнейших представителей современной философской герменевтики немецкий философ Ганс-Георг Гада мер, мы стоим сейчас у начала гигантского общечеловеческого процесса, к которой мы приобщены, и "мы никогда не достигнем идеала ... относительно вечного мира во всем мире, если нам, наконец, не удастся достичь настоящего обмена между чужеземным и нашей европейской культурой ".

Достаточно известна концепция культурного развития, предложенная российско американским социологом и культурологом Питиримом Сорокиным (1889-1968). Он считал, что на каждой стадии развития культуры общество создает различные культурные системы (познавательные, Праге, религиозные, этические и т. д.), которые имеют тенденцию к объединению в единую культурную суперсистему. Каждая из таких культурно-исторических суперсистем характеризуется присущей именно ей особой ментальностью, собственной системой знания, собственными философией, законами, мировоззрением, представлениям об истине, должное и справедливое, собственной формой искусства и кодексом поведения, собственной экономической и политической организацией и, наконец, собственным типом личности, с присущей именно этому типу ментальности и поведением. Каждая из таких суперсистем проникнутая единым фундаментальным принципом, который проявляется в мировосприятии, мироощущении, мировоззрении и ценностях данной культуры. В зависимости от характера этого фундаментального принципа мировоззрения и ценностей П. Сорокин выделяет два основных типа социокультурных систем (идеациональный и чувственный) и один переходный (идеалистический).


Другие статьи по теме:
 Отношение к этносов и религий в Римской империи
 Глобализационные процессы в современной мировой культуре и теория модернизации.
 История Мариуполя в его предприятиях и культурных заведениях
 Культура Римской империи в период наибольшего могущества
 Семья

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb