Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Историко-антропологические исследования культуры

05-09-2017

В древних системах были распространены идеи цикличности бытия. Так, ведическая концепция говорит о периодическое возникновение, развитие и уничтожение всего мироздания. Один такой период называется "кальпа" и длится 100 лет жизни Брамы. Однако такие планеты, как Земля, уничтожаются в конце каждого дня Брамы, который длится примерно 4300000000 земных лет, а утром Брама создает вместо "вчерашних" новые планеты. Такое эсхатологическое видение перспектив Вселенной вообще и человечества в частности известной мере может объяснять и регрессные идеи по развитию культуры. Если создание человечества является проявлением высших творческих потенций богов, своеобразным апогеем материального прогресса, порождает феномен человеческой культуры, то дальше, естественно, должна идти спад, регресс. Все, что имеет начало, должно иметь и конец.

Несколько по-иному, как правило, рассматривается эсхатологическая проблема в поздних монотеистических, религиозных системах. Например, в христианстве будущее человечества трактуется вариативно: разное будущее ждет грешников и праведников. А земной конечный мир после Суда Господня должно измениться отдельными вечными мирами как для первых, так и для других. Как видим, идея цикличности бытия здесь полностью отсутствует. Христианство уменьшает, так сказать, масштаб рефлексии и видит только эту планету и заботится только об этом человечество, понимая их как уникальные. Что же касается категории вечности ("И пойдут на вечную муку, а праведники - в жизнь вечную",. Мф. 25:46), то в христианстве она соотносится не с категорией бытия как такового (что мы видим, например, в ведической и некоторых других системах давности), а с категориями уникально-личностного существования, т.е. с категорией индивидуальной человеческой жизни.

Мировоззренческие системы древности, в том числе мифологические и религиозные, через саму свою сущность сосредоточены в основном на общих проблемах культуры, таких как ее происхождение, смысл, перспективы. При этом культура понималась максимально обобщенно - как генезис, сущность и судьба всего человечества. Осознание же специфики и различий жизни разных народов, то есть осознание их культурной инвариантности, а отсюда и выделение культуры как предмета исследования, происходило из других источников.

Человек, который знает только одно, свое собственное культурную среду, в котором она живет всю жизнь, вообще оказывается не в состоянии осознать, что она "живет в культуре", и выделить культуру как объект рефлексии. Это подобно тому, как человек, мысля в пределах определенной мировоззренческой парадигмы, не способен видеть основы и структуру самой данной парадигмы, потому что она находится, так сказать, "внутри" этой парадигмы. Американский ученый Ф. Бок дал такое интересное определение культуры: "Культура в широком смысле слова - это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все убеждения и все ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди ... Когда ты в своей группе, среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не придется дополнительно обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ведь все вы - и ты, и они - видите мир одинаково, знаете, чего ожидать друг от друга. Но, находясь в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, чувствовать беспомощность и дезориентации, что можно назвать культурным шоком ".

Как пример возможных межкультурных недоразумений можно привести различия в «языке жестов» в разных культурах. Так, в украинской культуре размахивание поднятой рукой в ​​направлении "от себя - к себе" при отвлечен от себя руки означает "прощай", "до свидания", а если ладонь развернута к себе - то же самое размахивание является призывным Жестом Итальянцы Ж прощаются, помахивая раз развернутой в себя ладонью. Хрестоматийным примером является и диаметральная противоположность в смысле покачиваний головой вверх - вниз и влево - вправо в украинской и болгарской культурах. В разных культурах существуют и достаточно разные "правила" проявления эмоций. Так, человек японской или китайской культуры может улыбаться, даже рассказывая о своем горе, европейцем может неправильно розцинитись как легкомыслие или безразличие, неспособность к глубоким переживаниям. На самом же улыбка японца или китайца в такой ситуации вежливым извинения слушателя за то, что ему приходится выслушивать такую ​​досадную, безрадостную историю.

Для того чтобы начать изучение культуры и культур, человек должен испытать такого "культурного шока", о котором писал Ф. Бок, и вследствие этого выделить то "из-за чего ты становишься чужаком" как отдельный предмет изучения и исследования.


Другие статьи по теме:
 Концепции культурных изменений.
 Украинская вышивка. Полотенца
 Жанровые системы искусств.
 Подолье (Западное и Восточное)
 Проблема восприятия и понимания художественного авангарда.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb