Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

История слова культура, его современные значения.

03-09-2017

Вместе с тем некоторые ученые начали использовать термин "цивилизация" для обозначения только определенного этапа культурного развития. В XIX в. понятие «цивилизация» стало активно использоваться относительно нового образа жизни, спецификой которого является урбанизация и рост роли материально-технической культуры. Так, известный американский этнограф и исследователь первобытного общества Льюис Генри Морган (1818-1881) ввел трехступенчатую периодизацию человеческого общества и культуры: дикость, варварство, цивилизация. При таком подходе культура и цивилизация понимались как разноуровневые понятия: культура - целое, цивилизация - только часть этого целого, его стадия.

Одним из первых в новоевропейской науке негативно начал оценивать прогресс и цивилизацию Жан-Жак Руссо. С конца XIX в. во многих концепциях исторического развития человеческого общества активизировались попытки противопоставить культуру и цивилизацию в историческом ракурсе. Цивилизация начала трактоваться как отдельный феномен, который формируется на определенном (позднем) этапе развития культуры (так сказать, "вслед" за культурой), противостоит культуре по многим параметрам и характеристикам и, подавляя духовные основы культуры своими прагматично-материальными интенциями, в конце концов ведет к ее распаду и гибели. То есть цивилизация (в таком смысле), сама вырастая из культуры, стремится вытеснить культуру, занять ее место. Среди ученых, которые разделяли идею подобной демаркации культуры и цивилизации, можно назвать Ф. Тьонниса, Ф. Ницше, О. Шпенглера, Г. Маркузе и др..

Фердинанд Тьоннис утверждал, что прогресс связан с потерей культурных компонентов. Он выделил и описал два типа общественных отношений - общинные и общественные. Общинные отношения, которые, по его мнению, являются отношениями культурного типа, основанные на эмоциональных связях, душевной склонности и сохраняются благодаря подражанию традиции и объединительной действия общего языка. Общественные же% отношения, которые являются отношениями цивилизационного типа, основанные на рациональном обмене вещами, то есть имеют материально-вещественную природу и характеризуются противоположными стремлениями участников такого обмена. Поскольку развитие человечества направлен от общины к обществу, постольку, по мнению Ф. Тьонниса, общественный прогресс ведет к потере традиционных ценностей, уменьшение теплоты родственных связей, роли всеобщей взаимной привязанности и душевности во взаимоотношениях и т.п. Зато в отношении людей друг к другу появляется все больше расчета и рационализма.

Подобное видение развития обусловило распространение идеализации патриархальных общинных отношений и привело к возникновению концепции культурного пессимизма и критики культуры, (несколько вопреки наименованию) были нацелены не на критику культуры как таковой, а на критику современности, которая, якобы, угрожает культуре, - собственно, на критику цивилизации. Хотя о "критике" культуры нередко говорится еще относительно философии Просвещения (Руссо), но основателем критики культуры как направления современной научной рефлексии (который иногда называют еще неоромантической традиции в философии культуры) считается Фридрих Ницше. Наиболее же основательным и сегодня популярной работой, дает критический анализ цивилизации европейского типа, можно считать изданную в 1919 г. книгу Освальда Шпенглера "Закат Европы". Шпенглер, как и многие других близких к позиции культурного пессимизма исследователей, понимает под противопоставлением культуры и цивилизации противопоставление духовной, идеальной стороны человеческого существования, с одной стороны, и утилитарно-технологической, материальной составляющей - с другой. Если культура воплощает все создано духом, органическое, творческое, то цивилизация представлена ​​нетворческих, общими аспектами жизни. "Гибель Запада ... представляет собой не более и не менее как проблему цивилизации ... Цивилизация есть совокупность крайне внешних и крайне искусственных состояний, к которым способны люди, достигшие последних стадий развития. Цивилизация есть завершение. Она следует за культурой, как устойчивое за становлением, как смерть за жизнью, как оцепенение за развитием, как духовная старость и каменный и окаменяюче мировой город за господством земли и детством души, получили выражение, например, в дорическом и готическом стилях . Она неотвратимый конец: к ней приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры ".


Другие статьи по теме:
 Исторические формы искусства.
 Гипотетическая реконструкция и принцип демаркации К.Поппера в научном познании
 Питание
 Культура и быт населения Украины
 Представление о культуре во времена Киевской Руси

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb