Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Исторические формы искусства.

08-10-2017

Вследствие чрезвычайно высокой тяжести в религиозной по характеру средневековой картине мира трансцендентных составляющих она приобретает, так сказать, "вертикального формата". Эта картина мира не ориентирована на повседневно-бытийную практичность, она преимущественно состоит из сфер, которые не имманентные человеческой профанной обыденности. Следует заметить, что отсутствие в Средневековье быстрого прогресса материальной культуры или активных изменений в достижении комфорта повседневной жизни могут быть объяснены прежде всего отсутствием мировоззренческих предпосылок для этого. Человеку Средневековья хватает внимания к собственной повседневности, бытовым и обыденным проблемам относится сравнительно небольшое место в его картине мира. По объему и весу в средневековом мировоззрении преобладают далекие от повседневной практицизма трансцендентные сферы, находящихся ниже желаемого или выше реально возможного для человека. И, кстати, совсем не случайно мы поднимаем голову (глаза) вверх, когда оставляем профанное обыденность, переживая экстаз или катарсис, ища вдохновения, - и опускаем, когда испытываем грусть, угнетение, дискомфорт от неполноты своего существования. Итак, интенция к трансцендентному даже на уровне физиологии связана с вертикальными телесными движениями. Вертикальными доминантами проникнуто и искусство этой эпохи - вспомним готику. Высокие шпили готических соборов, их каменное кружево и залиты цветным после прохождения сквозь витражи светом интерьеры унаочнюваты идею религаре - восстановление связи человека с Абсолютом. И, опять же, восстанавливаться имел связь не паритетных, равных между собой, размещенный в одном бытийном пласте, т.е. сочинительных, взаимно расположенных "горизонтально" сущностей, - говорилось о восстановлении иерархии бытия, обновления вертикальных подрядных структур и отношений. Такими же "вертикальными" свойствами отличается и музыка Средневековья. Среди типичных примеров - григорианские хоралы, в которых человеческий голос непрерывно поднимается вверх, каденции являются скорее относительными, чем окончательными, и никогда не происходит имманентного завершения музыкальной мысли, ибо за каждым якобы завершением музыкальной фразы чувствуется ее трансцендентное продолжение. В Средневековье на первый план выступает искусство архитектуры. Христианский храм был не только центром религиозной жизни, но и очень часто - местом решения светских общественных проблем. Все это требовало не только значительных размеров сооружения и достаточно сложных технических решений, но и поиска форм и пропорций, способных вызвать у человека соответствующие эмоции, чувства, состояния, переключать его мировосприятие из профанного, имманентного уровня на уровень сакральный и трансцендентный. Именно при таких обстоятельствах архитектура действительно становится не ремеслом, а искусством. В. Ефименко пишет: "Массивность и геометричность архитектурных форм стали главными признаками внешнего вида романского храма. Охотнее архитекторы использовали параллелепипеды, цилиндры и полуцилиндры, конус, пирамиду. Романский храм - это одновременно и математическое уравнение, и фуга, и образ космического порядка ". Развитие архитектуры, в свою очередь, стимулировал развитие скульптуры и монументальной живописи, декоративно-прикладного искусства. Значительные позиции в эпоху средневековья (как, впрочем, и в любую эпоху) принадлежали музыке. На протяжении почти всего Средневековья в западноевропейской профессиональной музыке доминировали хоровое пение и органное многоголосие, связанные с эстетикой христианского культа. Однако существовали и светские виды музыкального искусства, представленные творчеством менестрелей и шпильманов, трубадуров и миннезингеров, а позже и мейстерзингерив. В XI в. итальянским монахом Гвидо из Ареццо было положено начало современному нотной записи (окончательно нотное письмо современного типа оформилось только в XVI в.).


Другие статьи по теме:
 Архитектура и искусство Киевской Руси
 Мораль и право как механизмы регуляции культурной жизнедеятельности человека.
 Систематизация видов искусства.
 Идеи множественности вселенных и населенных миров в истории культуры и в современной науке.
 Сотые, фарси и мистерии, как явление культуры средневековья

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb