Источники и конкретно-исторический характер морали и права. |
08-11-2019 |
Оппозиция диффузность - специфичность определяет степень полноты, целостности, а также конкретности или абстрактности в восприятии человеком своего партнера по взаимодействию. Диффузность означает видение и оценки партнера по коммуникативной взаимодействия как конкретного, "именно этого" человека со всем комплексом ее аскриптивная признаков в любой ситуации. Преимущественно диффузно, например, воспринимают друг друга члены семьи или общины. Специфичность же означает восприятие партнера, так сказать, функционально, ситуативно. Учитывается только то от его личности, что имеет значение именно для проведения данного взаимодействия. Нетрудно заметить, что существует определенное сближение между аскриптивная, партикуляристских, диффузной мотивацией поведения, с одной стороны, и между ориентацией на достижение, универсализмом, специфичностью восприятие партнера взаимодействия - с другой. Аскриптивная оценка человеческой личности, т.е. оценка по возрасту, полу, расовой, национальной, кастовой принадлежности и т.п., характерна, как уже говорилось, для представителей традиционной культуры. В ней же партнер по взаимодействию всегда воспринимается также диффузно, то есть как конкретный член социокультурного образования, а избирается партикуляристских, - это значит, что не все объекты с равными именно по данной ситуации взаимодействия признаками и свойствами будут к ней, так сказать, "допущены" человеком-субъектом. В современной же культуре человек воспринимается не аскриптивная, а с акцентированием внимания на ее собственных достижениях как профессионала, гражданина, семьянина и т.д. Восприятие и характер взаимодействия с партнером обусловлены также универсализмом и специфичностью. Специфичность может проявляться, например, в том, что в современной культуре отношение репетитора (учителя) к потенциальному ученику определяется только характером заказа (нужным предметом) и платежеспособностью, а принцип универсализма предопределяет восприятие репетитором любого человека, имеющего желание воспользоваться его услугами и оплатить их, как потенциального ученика. В традиционной же культуре учитель мог отказать в предоставлении своих услуг человеку "не той" пола, веры, национальности (партикуляризм), так воспринимал ее просто как потенциального клиента, а как именно этого человека с учетом всех ее аскриптивная качеств (диффузность). Фактически то же самое наблюдается и в правовой сфере: в прошлом возможность поступления в учебное заведение ограничивалась не только материально, но и такими несущественными сегодня аспектами, как пол, происхождение, вероисповедание. Конечно, все указанные исторически обусловленные особенности в морально-правовой сфере имели и имеют свои причины. Выясним это на примере. От типа культуры зависят способ накопления и передачи опыта и знаний, формы образования (в наиболее широком смысле). В традиционной культуре отсутствует социальная система общего обязательного образования, а значит и общая грамотность, еще не является общедоступной летию книга, нет современных информационных технологий (радио, телевидение, мультимедийные средства).
Другие статьи по теме: Невербальная коммуникация
Нравственно-правовой культуры.
Историзм как форма теоретической рефлексии в научном познании
История развития лозоплетения.
Проблематика образования.
Добавить комментарий:
Новые фотографии:
 Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 462.22 kb |  Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 309.22 kb |  Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 352.57 kb |
|