Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Идеи множественности вселенных и населенных миров в истории культуры и в современной науке.

03-06-2017

Итак, е раз напомнив о тенденции размежевания в современной науке проблем множественности вселенных как материально-физических реалий и множественности жизни во Вселенной и отметив, что современные научные космологические представления, опираясь на исследования топологических свойств пространства, концепция квазизамкнених миров ("фридмонив"), концепцию антропного принципа и др.., в значительной степени склоняются к признанию множественности вселенных (для тех, кто хотел бы подробнее ознакомиться с этой научной проблемой, могу посоветовать обратиться к статье А. Мостепаненко - см. в списке литературы), сосредоточимся в дальнейшем преимущественно на вопросе места земной культуры во Вселенной. Собственно, вопрос можно сформулировать следующим образом: есть земная культура закономерным (т.е. одним из многих подобных) или уникальным (т.е. случайным и единственным) явлением во Вселенной.

Идеи множественности вселенных именно как миров, населенных разумными существами, происходят из глубокой древности. В "Бхагавата-Гите", памятнике древней индийской культуры, утверждается, что существует бесчисленное множество вселенных и в каждом из них - бесчисленное количество планет. Кроме того, речь идет также о живые существа, населяющие эти планеты, причем говорится, что тела различных живых существ приспособлены к жизни именно на их планете. В ряду мыслителей, которые разделяли эту идею, - Анаксагор, Фа Цзан, Тенг Му, Джордано Бруно и многие другие. Следует отметить, что масштабность человеческой мысли по этой теме исторически варьировалась. В древности ее стимулировали прежде поиски объяснения структуры Мироздания. Так, Анаксагор, по некоторым свидетельствам, учил, что в каждой частице, какой бы она была маленькой, "есть города, населенные людьми, обработанные поля, и светят солнце, луна и другие звезды, как у нас". С представлениями Анаксагора перекликается и учения средневекового китайского мыслителя Фа Цзана, который утверждал, что в мире нет принципиальной разницы между большим и малым, далеким и близким, так как "малое вбирает в себя большое, одно - многочисленное, многочисленное - одно. В одной крупинке может поместиться вся вселенная, так как эта крупинка может поместиться в другой ". Л. Хинди лес, который приводит эти слова в своей статье, отмечает: "Трудно сказать, являются ли эти высказывания лишь образными выражениями или гениальным прозрением, опережает современные представления о структуре материального мира (я имею в виду" фридмоны "и ... концепцию квазизамкнених миров ...) "

Христианская церковь канонизировала представление об исключительности человечества во Вселенной. Кстати, не все религии преподают именно такую ​​точку зрения. Например, в большинстве направлений индуизма говорится о множестве обитаемых планет, их даже своеобразно систематизированы. Однако европейская наука вплоть до "революции" Коперника находилась под значительным влиянием своеобразного христианского "антропоцентризма". После распространения учения Коперника под "иными мирами" сначала начали понимать планеты Солнечной системы и ставить вопрос о наличии жизни именно на них. (Следует заметить, что окончательного ответа на этот вопрос мы не имеем до сих пор, - после длительного периода господства скепсиса американский марсоход "Спирит" в 2004 г. получил довольно интересные аргументы в пользу принципиальной возможности существования на этой планете жизнь хотя бы в его элементарных формах .) С развитием астрономических представлений европейская наука начала понимать под "другими мирами" планетные системы других звезд, а мыслители - обдумывать вопрос о возможности жизни на тех планетах.


Другие статьи по теме:
 Межкультурные недоразумение как основа мировых конфликтов xxi века.
 трансформация общества
 КУЛЬТУРНЫЕ СЦЕНАРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 Исторические формы искусства.
 Атлантида

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb