Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

«Грамматика Словенска» Л. Зизания

15-09-2017

В «Грамматике» Л. Зизания фактически нет образцов склонения «непредильного» («необавного») времени: автор только один раз пишет: «НепредЂлное. Възгласихъ и прочая »(143) и отдельно (и то не полностью) приводит формы глагола быти этого времени (157). Дело в том, что языковед заимствовал из «Грамматики доброглаголиваго еллинословенскаго языка» не только терминологию, но и трактовка соотношения между греческими и славянскими формами прошлого. В связи с тем, что в греческом языке не было аналитических форм в этих часах, составители словенороский части «Грамматики» 1591 стремились давать и церковнославянские синтетические аналоги греческим, так словенороский аналитических форм перфекта они не использовали: для иллюстрации «мимошедшого» (убихъ) и «непредильного» (бихъ) времен представлены формы аориста. Л. Зизаний чувствовал, что каждый час должен характеризоваться своеобразным набором флексий. Форм древнего перфекта он не использовал (как свидетельствует М. Смотрицкий в своем «Грамматике», такие формы тогдашние ученые считали специфически восточнославянскими). Вслед за авторами словенской части «Грамматики» 1591 Л. Зизаний как формы «мимошедшого» времени приводит формы аориста, но для собственно аориста - «непредильного» - он не решился повторить. В формах 2-й и 3-й чел. единственного бывшего перфекта, что их автор трактует как форму «пресовершенного» времени, наблюдается удвоение а пред-Лъ; явлАалъ еcu, явлАалъ: глашаалъ еcu, глашаалъ. Этого не было в старославянском языке. Или применялись такие формы в восточнославянских текстах, не выяснено.

Очевидно, Л. Зизаний предложил их по аналогии с формами других лиц единственного числа (явлАахъ, глашаахъ) и множества (явлАахомъ, глашаахомъ, явлАасте и т. д.). Его нововведения принял позднее М. Смотрицкий.

В парадигмах много отклонений от старославянского системы флексий отдельных прошлых времен.

Прежде всего отметим, что во втором лице единственного числа «мимошедшого», «протяженном», «пресовершенного» соответственно рядом с формами аориста, взысканных и невзысканной формами имперфекта - иногда как одна - Л. Зизаний представляет формы старого славянского перфекта (явлАлъ ты, а , ло, [Глаша] аа (л) еси, ла. ло) и новую восточнославянскую форму, возникшую на базе перфекта, без вспомогательного глагола (гласы (л) [Глаша] а (л), глашаалъ и др.). . Видимо, Л. Зизаний в этом случае был под влиянием «Греческо-словенороский грамматики» 1591 г. при этом необходимо отметить, что, как утверждает П. С. Кузнецов, в словенороский текстах XVI в. аорист и имперфект выступают в формах всех лиц, кроме второй, где, за немногими исключениями, фиксируются формы перфекта (Кузнецов 1958, 22 - 23), следовательно, в грамматиках отражается узус своего времени. То, что автор во втором лице единственного приводит и формы аориста и имперфекта, выгодно отличает его парадигмы от парадигм М. Смотрицкого, которого в подобном случае предлагаются только формы старого перфекта.

Привлекают внимание также параллельные окончания аориста и имперфекта в третьем лице множественного числа «протяженном» и «пресовершенного» времен отдельных образцов спряжения, напр.: Въставаху, въставаша; явлАху, явлАша, [Глаша] ааху, [глашаа] я подобное.

Таким образом, в «Грамматике» подаются формы прошедших времен изъявительного наклонения целом близки к старославянских, что свидетельствует о наблюдательности автора. Но в работе Л. Зизания фиксируется много отклонений от старославянского системы. Это объясняется как влиянием живой речи, так и тем, что Л. Зизаний первый сделал попытку обработки системы времен церковнославянского языка.

Многие особенности по сравнению со старославянским языком наблюдается в формах повелительного наклонения. Славянском глаголу не свойственны временные формы повелительного наклонения, но ученый, возможно, под влиянием грамматик греческого языка (во львовской грамматике 1591 напечатано парадигмы настоящего и «мимошедшого» и «протяженном» и «пресовершенного» времен) выделяет парадигмы повелительного наклонения настоящего и будущего времени. Однако он не пошел слепо за греческой схеме. Во разрешением настоящего и будущего времени в «Грамматике» скрывается различения видовых форм глагола, ср. в настоящем времени: явлАй (120), спасай (131), въставай (139), глашай (143) и т.д. и в будущем: объявления (121), спаси (132), въстаны (140), възгласы (143) и др..

Нет сомнения, что под влиянием греческих грамматик Л. Зизаний различает только формы 2-й и 3-го лица, несмотря на то что и старославянский, и живая народная речь имели специальную форму повелительного наклонения в первом лице множественного числа, напр.: Представляет , да явлАе (т) явлА (и) и, да явлАета; явлА (и) то, да явлАю (т) (120).

Не без влияния перевода греческих форм на церковнославянские в «Грамматике» 1591 Л. Зизаний вводит парадигмы «молитвенно» - бажального способа глаголов. Формы настоящего и будущего времени отличаются от форм этих времен в настоящем способе только добавленной долей да, напр.: Да явлАю, ешы, явлАе (т) да явлАева, Ђ, явлАета, а; да явлАемъ, явлАете, ю (т) ( 121) и т.п.; да явлю, явлений, объявления (т) (121) и т. д.

Как формы прошлых времен также представлены конструкции с частицей да, соединенные с церковнославянским и живомовних формами сослагательного наклонения.


Другие статьи по теме:
 Современный пафос критики рационализма
 Издательская деятельность первых университетов Украины
 Забота как свойство ума и его гипотетическая роль в ситуации астросоциологичного парадокса.
 ИСТОЧНИКИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ (xi-xiii вв.)
 «Грамматика Словенска» Л. Зизания

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb