Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

«Грамматика Словенска» Л. Зизания

25-04-2017

Ученый дает парадигмы глаголов состояний активного - «дЂлателнаго» (явлАю), «страдатели (ъ) наго» (явлАюся), далее - снова «дЂлател (ъ) наго» (спасает), «страдатели (ъ) наго» (спасаюсА) затем - «сре (д) наго» (въставаю или въстаю), за ним - «дЂлателнаго» (Глашу), затем - «дЂлател (ъ) наго» (бию), «страдатели (ъ) наго» (биюсА). Заканчивается раздел парадигмой глагола быти («ωсуществен (ъ) ный глъ»). В рамках каждой парадигмы (за состояниями) автор отменяет глагола в выделенных им способами. Л. Зизаний специально не распределяет материал по своим двум спряжениями. Однако он был близок к выделению ярких типов спряжения. Рассматривая парадигмы глагола представить, замечает, что в этой лексемы «мимоше (д) шее кон (ъ) чаетъсА, на и (х), или а (х), оу (х), ы (х)» (119), а в парадигме гласит - «Мимоше (д) шее кон (ъ) чаетсА, на а (х), о (х), оу (х), ы (х), А (х)» (142; подчеркивание наше. - В . Н.).

В единственном и множественном глагола настоящего и простого будущего времени в «Грамматике» имеют в целом правильные церковнославянские формы, в частности во втором лице единственного-ши (являя) и первой множества-мъ (явлАемъ). Однако в первом лице множественного числа этих времен ученый нередко подает и характерную Украинский флексию-мо (спасаем, гласит, глашаемосА, биемо, есмо, възгласимо, явимосА, възгласимосА и др.).. Твердое окончание-тъ в третьем лице единственного и множественного числа, узаконенное Л. Зизания, было свойственно не только старославянском, но и живым юго-западным украинский говор, на территории распространения которых автор родился и вырос.

Характерно, что в парадигме будущего времени глагола бить ученый рядом с церковнославянским аналитической форме с вспомогательным глаголом имати поместил и живомовних с глаголом быти: бить имам или буду; бить имамы, или будет (м).

В форме первого лица двойственного числа настоящего и других времен, кроме обычного в старославянских памятниках окончание-вЂ, Л. Зизаний представляет также флексию-ва: явлАева, вЂ; гласил, Ђ; явиховЂ, ва; гласиховЂ, ва; явллховЂ, а; глашаховЂ, а т., а формы третьего лица - только с окончанием-и: явлАета, и; явиста, явиста; явлАста и др.. Флексия третьего лица двойственного числа «Грамматики» Л. Зизания отражает, очевидно, фактическое положение употребление ее в словенороский текстах XVI в. Как известно, в одной части старославянских памятников выступает только окончание-е, во второй - с ним конкурирует новое-и (появилось под влиянием форм двойственного числа существительных мужского рода), которое стало господствующим в поздний старославянском языке ( Вайан, 249; Ван Вейк, 303; Селищев, 158).

В парадигме «мимошедшого» времени в «Грамматике» даются преимущественно древние окончания сигматичного аориста: яви (х), явилъ ты, а, ло и объявления; явихо (м), явись, явлений (119), гласы (х), и ( л) еси, а, л. гласы (л) гласихо (м), гласис, гласиша (142); спасохъ, спаслъ ты, а, л. и спасет; спасохо (м), спасосте, спасоша (130).

Как образцы «протяженном» времени ученый приводит преимущественно взысканы формы имперфекта, напр.: ЯвлА (х), явлАлъ ты, ла. ло. и явлАше, явлАше (форм множественного числа в памятнике не показано) (119), Глаша (х), а (л) еси, ла. ло. а (л), аше; глашахо (м), счастья, аху (142), въставахъ, въставалъ ты, ла. ло. въстава (л), въставаше; вставахω (м), въставасте; въставаху, въставаша (139).

Следуя львовской «Грамматика» 1591 г., Л. Зизаний как формы «пресовершенного» времени дает в основном невзысканной окончания имперфекта, напр.: ЯвлАа (х), явлАал (ъ) ты, яв (ъ) лАаше, явлАа (л) ; явлАахо (м), явлАасте, явлАаху, явлАаша (120), глашаа (х), аалъ ты, ла. ло. глашаалъ и глашааше; глашаахо (м), ААСТ, ааху, я (143) и т.д..

Такого различия значение взысканных и невзысканной форм имперфекта не знают ни старославянские, ни древнерусские памятники (Кузнецов 1958, 22). При этом необходимо напомнить, что в старославянских текстах древнерусской редакции результате действия аналогий имперфект выступает обобщенным окончанием-аахъ и-Аахъ (Вайан, 269) (старославянское-Ђахъ в памятнике не встречается).


Другие статьи по теме:
 ДЕРЕВЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ДОМАШНЕГО УПОТРЕБЛЕНИЯ
 Понятие изменения и его применение в культурологических контекстах.
 Этикет телефонного диалога
 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 Международные юридически-правовые акты о свободе совести

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb