Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

«Грамматика Словенска» Л. Зизания

20-08-2017

Правда, запомнить распределение существительных отмены и усвоить их было нелегко и потому, что Л. Зизаний при определении каждой отдельной отмены перед парадигмами приводит не только флексии именительного единственного, но и всех падежей единственного числа. Например: «Пе (р) вое склонение есть мужеского (х) именъ, кончащы (х) СА на ъ. их же родные (и) на а. Дателны (и) на ү, или на у, и на Ђ, и на и. Творителный на омъ. Винителный на а, или на ъ. Звателный на е »(57).

Для исследователя истории украинского языка большое значение имеет то, что Зизаний очень часто рядом с церковнославянским подает в парадигмах и украинские формы. Родные Зизания говоры имели (и имеют) много архаических элементов в системе флексий существительных, поэтому при анализе материала памятники надо это иметь в виду и сопоставлять окончания существительных не только с формами современного украинского литературного языка, но и юго-западных диалектов, особенно Надднестрянский говоров. Например, флексия-и местн. (В Зизания - дал.) Падежа ОДН. существительных чел. и средн. г. (кони, моры, отрочати) - (ат) емъ в ор. ОДН. средн. г. (отрочатемъ) и другие. характерны и для современных говоров

(Верхратский, 70; Кобылянский, 49). Только в староукраинском литературной (Ист. укр. Г., 121) и современной народной речи удостоверяется форма дал. падежа типа отрочат (ср. телетю) (Верхратский, 70). Украинских падежные окончания автор иногда подает как основные. Поскольку древние типы склонения с основами разбросаны в Л. Зизания в разных проявлениях, для наглядного показа соотношения между церковнославянским и живомовних (и общими для обоих языков) элементами представим парадигмы существительных снЂгъ, пАница, отрок, кость (курсивом выделены народный разговорный флексии):

ор. еще: бгω (в) рядом с бω (г), члкы - члкамы, нбсω (м) - нбсамъ, нбесЂхъ - нбсахъ, (o) временахъ; лошади - лошади, (о) сЂверАхъ; мωрАмъ - моремъ, (о) мора (х), (о) матери (ъ), дщерАхъ, дщери - дщерь (ъ) мы оуста (х) - оустЂхъ, иерею - иереевы.

Большое количество правильных церковнославянских (в том числе адаптированных к восточнославянской звуковой системы старославянских) окончаний свидетельствует о наблюдательности автора - первого собирателя их с словенороский текстов. Однако введение новых, народных элементов без комментариев даже тогда, когда они представлены как параллельные церковно, свидетельствует не только о стремлении сблизить церковнославянский язык с живыми восточнославянскими, но и о том, что многие специфические древних элементов не было наблюдено и речи эти Л. Зизаний еще четко не разграничивал. Конечно, среди введенных здесь (и в других разделах) живомовних слов есть формы, свойственные всем восточнославянским языкам и общие для украинской и белорусской. Больше отклонений от старинных форм наблюдается в двойственное, что в живом языке XVI в. как отдельная категория уже не существовала: наз., нах., кл. пАница, отрочат вместо пАницы (пıаницы), отрочатЂ, дал., ор. пАницема, костема, отрочатема зам. пАницама, костьми, отрочатьма. Древнюю форму наз. двоини руцЂ Л. Зизаний представляет как наз. множества, он предлагает вымышленную форму наз. - Нах. двоини рука. Очевидно, в некоторых приведенных Л. Зизания формах двойственного числа отражается влияние форм существительных бывших-о-основ внутри церковнославянского языка.

В этом же разделе отмечено: «ВЂдаты подобаеть, яко числители (ъ) НАА имена соутъ иносклонАемаА» (88). Приведены только парадигмы числительных «единъ» и «два», но несправедливо сказано, что «подобий (ъ) нЂ же, три, четыри, пать ... и прочая» (89). В «Грамматике» не помещены ни одного образца склонения других чисел.

«МЂстоимА» (90 - 106) - «часть слова ... въмЂсто имени приемлема» - имеет «родъ, видъ, начертание, лицо, число, падежъ и значение». Распределение категорий местоимения сделано в духе тогдашних грамматик классических языков. Выделены четыре формы рода - «мужеска» (мой), «жен (ъ) ский» (моя), «средней» (мое), «ωбщий» (азъ) два «виды» - «первоωбразный» (азъ), « Производный »(мой) два« начертаниА »-« простоев »(азъ),« сложное »(азъ са (м)). Как и имя, местоимение имеет три числа, шесть падежей, три «лица» (лица) - «Первое» (азъ), «Второе» (ты), «третее» (онъ). «ЗначениА» в местоимения три - «из (ъ) явител (ъ) ное», то есть личностное (азъ), «Зиждителя (ъ) ное», то есть притяжательное (мой), «указатель (ъ) ное» (этот, тот ). В местоименных парадигмах также подаются украинскими формы рядом с церковнославянским: наши - нашЂ, себЂ - собЂ; ты (м) - тЂмъ; тыы, ты (х) - тЂ (х), ты (м), тыми - тЂмы и др. .


Другие статьи по теме:
 Философия эллинизма
 «Грамматика Словенска» Л. Зизания
 СЕКУЛЯРНЫЕ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ХАРАКТЕРА
 Издательская деятельность первых университетов Украины
 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ИВАНА ФЕДОРОВА

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb