Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

«Грамматика Словенска» Л. Зизания

16-08-2017

Грамматист предлагает два определения имени - короткое: «ИМА естъ наречение вещи» и более развернутое: «ИМА естъ часть слова скланАема, яже вещъ знаменоуеть, не дЂлаты же что или страдать» (44), в котором значение имени ярко противопоставляется значению глагола. Правда, способ определения имени соответствует собственно определению существительного, слово означает вещь («вещъ»), когда в него можно добавлять то, ТАА, то есть (тот камень, ТАА земли, то есть море). Л. Зизаний сначала дает разделение имени на «Соб (ъ) ствен (ъ) ное, и Нарицаемое». Первое из них (собственно) «Единой токмω вещи случает (ъ) СА» (ИАковъ, Ан (ъ) на), второе (общее) - «есть мнωгимъ ωбщее» (мужъ, жена, село). Кроме этого, общее имя бывает «ωсуществен (ъ) ное» (существительное), «объема же не может (т) приложити, мужъ, жена, животное, яко, члкъ. конь. поле »и« прилагаемое »(прилагательное),« объема же мощно прилагаты, мужъ, жена, животное, яко, мудрый, бЂлый, черный "(46).

Имя характеризуется семью категориями: «Раз (ъ) суждение, родъ, Видъ, Число, Начертание, Падежъ, и Склонение». Автор дает определение каждой из них. «Разсуждение» определяется как прилагательного категория ступенювання - «различие имени прилагаема (г) (о) чре (с) степени» (47). «Раз (ъ) суждениА степени» - три: «положéн (ъ) ный» (стый), «раз (ъ) Судный» (стЂйший), «превыш (ъ) ший» (пресвАтЂ (и) ший). Привлекает внимание то, что в высшей степени выступает суффикс-Ђйш-, которому соответствует украинским-ийш-(формы с -ейш-/-эйш- присущи и белорусском языке - Граматыка, 163). Формы степеней сравнения могут быть правильные («ра (с) суждение подобоначертате (л) ное») и суплетивни («стопотное»). Как примеры «стопотнаго» ступенювання рядом с церковнославянским представлены украинские: мен (ъ) ший, наименьшим (ъ) ший; гор (ъ) ший, найгор (ъ) ший. В форме высшей степени префикс наиболее отмечен, что наблюдается и сейчас в отдельных юго-западных говорах (Билоштан, 39)

«ИМА» имеет четыре «роды», которые различаются с помощью указательных местоимений - «мужеска (и) (то вЂтръ),« жен (ъ) ский »(ТАА жена),« средней »(то есть небо),« ωбщий »( то u ТАА пиАница; разделение очень удачный, поскольку не связан с физическим полом), два «виды» - «первоωбра (с) ный» (земля) и «прои (с) водный» (земные), а это занимает шесть «ωбразω (в)», т.е. производные имена бывают следующих разрядов: «ωтеческаА» (Кон (ъ) состояние (ъ) тинов (ч), «Властная» (царь (ъ) ский), «Языческая» (москвитин), « умалителн (ъ) НАА »(златоустецъ),« ω (т) имен (ъ) НАА »(златые),« глагол (ъ) НАА »(читатель).

За «начертанием» (словообразовательным составом) имя делится на «простоев» (слово), «сложное» (бл (с) ловенъ) и «пресложное» (преблагословенъ). «Числъ» в имен три - «единый (н) ствé (н) ное» (благой, доброй), «двойствé (н) ное» (блага - два добриы), «множествé (н) ное» (благой, добрый) .

Л. Зизаний у славянского имени насчитывает шесть падежей: «именовать (ъ) ный, Род (ъ) ный, Дателный, Творителный, Винителный и Звателный» (56). Падежа не выделено (окончание его объединено с окончанием дательного).

Ученый сделал первую попытку разделения имен на отмены - «склонения» (реже употребляет он этот термин в форме «скланение»), которых насчитывает десять. До и отмены Зизаний относит существительные чел. г., которые в именительном падеже единственного числа оканчиваются на-ъ (богъ, снЂгъ), во II - существительные муж. г. на-ъ и-ь (нощъ, кость), к III - существительные средн. г. на-о,-а,-А (небо, отрок, Ерема), в IV - существительные чел. и жен. г. на-а (Лука, дЂва), в V - существительные чел., жен. и совместного г. на-а,-А (пАница, судиА), в VI - существительные чел. г. на-ъ,-ь (сЂверъ, конь) и средн. г. на-е (море, спсение), в VII - прилагательные чел. г. на-ый,-ий и-ъ (стый, блгий, стъ), средн. г. на-ое,-ее (стое, вАщшее), в VIII - существительные муж. г. на-и,-ъ (мать, дщеръ) и прилагательные жен. г. на - (а) А (стаА, вАщшаА), в IX - множественные существительные на-а (уста, губная), в X - существительные чел. г. на-и (-ой,-ей),-е (Ной или Ноэ, иерей).

Этот раздел, хотя и не совершенен, в целом охватывает все типы склонения церковнославянского языка. Существительные точно сгруппированы по парадигмами (несправедливо только объединены существительные и прилагательные в VIII отмене).


Другие статьи по теме:
 Сейчас религия потеряла свои интегративные функции
 Конструирование базовых значений и смыслов через новую классификацию в научных исследованиях
 ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НА УКРАИНЕ В xvi-xvii вв.
 Мир и человек в архаической культуре
 Религия в судьбе украинского народа

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb