Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

«Грамматика Словенска» Л. Зизания

22-04-2017

Гораздо детальная вторая часть памятника - «Ω просωдиы» (17 - 35), что «естъ оударение гласа писмен (ь) наго», где автор излагает правила употребления просодичних знаков, которых насчитывает шесть: ОξиА (острая) /, Вари ( тАжъкаА) \, Ωб (ъ) лечен (ъ) НАА ∩, Кроткая ", К (л) ГАА - и Крат (ъ) каа ˘. Поскольку знаки просодии («припЂла») бывают над складами, языковед дает дважды дефиницию состава, одна из которых гласит: «Слог есть кгды СА зыйдутъ д†писмЂ, единственно съгласное а другое гласное, якъ то па. Ал (ь) так хо (т) единственно писма гласное или двогла (с) ное. якъ то, а в ы »(19). Состав может быть «Долг, Кра (т) кий и Двовремен (ъ) ный» (есть и длинный, и короткий) в зависимости от характера громкой, что входит в него. «Просодия» делится на три части - «На оударены, кроткую и на времена». «Поражен» (ударений) насчитывается три: оξиА, вари, облече (н) НАА. Эти чужие виды ударений заимствовано из греческих грамматик, поэтому автору пришлось выделить много места для формулирования правил употребления таких знаков. Но своим трудом Л. Зизаний утвердившим позначування ударений в писаных и печатных текстах, которые определенным образом способствовало нормированию акцентуации как церковнославянского, так и восточнославянских языков: несмотря на искусственность различение трех типов, предложенные значки фактически указывали на место обычного ударения в словах . Искусственными были и правила различения долгих и кратких слогов. Простой оказывается рекомендация о применении знака «Кроткая» («лагоднаА»), который предложено принимать в начале гласных и «дифтонгов»: егда (30).

В конце второго раздела автор коротко говорит «Ω титлЂ» (31), которой «свойствен (ъ) но ... естъ более сущихъ написан (ъ) ны (х) писменъ значить», то есть указывать, что в слове больше букв (звуков), чем написано: Бъ, снъ и др.. Нормативную роль сыграли правила применения шести знаков препинания, изложенные в конечном пункте этого раздела - «Ω точкахъ» (32 - 35). В «точек», которыми разделяется текст, относятся: «ЗапАтаА (,), сроки (.), Двосрочие (:), и по (д) столиА (;)». Правила употребления этих знаков связываются с содержанием: «запАтаА» (запятая) употребляется для отделения незавершенной части («не съвер (ъ) шэн (ъ) на рЂчъ из (ъ) рек (ъ) ши») высказывания, а «срока »(малая точка) и« двосрочие »(двоеточие) - после незаконченного высказывания, но завершенишого, чем часть, отделяется запятой. «ПодстолиА» обычно обозначает вопрос («въпрошение»). Знак «Съединител (ъ) НАА» (˘) употребляется для переноса части слова на следующую строку («съединАетъ ... речение раздЂлен (ъ) ное»). «Точка» (.) Ставится после законченного предложения («съвершен (ъ) ное слово и (с) рекше (и) съвершаемъ нею»).

Основная (третья) часть памятника - «Ω етvмологиы» (36 - 175), «яже части слова оучитъ раздЂлАты и въ своемъ и (х) чина блголЂпнω полагать», где изложено учение о «части слова» - морфологию. По традиции «речение» - «время (т) имела ω (т) слова в (ъ) зимаема. яко ходит »- здесь означает« слово », а« слово »-« предложении сложение, еже явлАе (т) мыс (л) самосъве (р) е (н) не, мягко павелъ въ храмЂ ходы (т) "-" предложения ».

В «Грамматике» Л. Зизания, как и в греческих пособиях, насчитывается восемь «видωвь слова» - частей речи: «Различие, ИМА, МЂстоимА, Глаголъ, Причастие, Пред (ъ) логъ, НарЂчие, Съюзъ» (перечень такой, как во львовской «Грамматике» 1591 г.). Первые пять частей речи - «скланАемаА», остальные - «нескланАемыА». «Различия» (т.е. артикля), который определяется как «часть слова скланАема, по (д) чинАема скланАемымъ именамъ» (39 - 43), в церковнославянском языке не было. Как отдельную категорию артикль введено под влиянием грамматик греческого, прежде львовской 1591 г., и известной статье «О осмихъ частехь слова». К греческого (собственно постпозитивного) артикля, как и в названных работах, приравнены церковно относительное местоимение иже, яже, еже, который провидминювано по родам (в пределах каждого рода автор насчитывает по десять отдельных форм, выступающих в различных падежах), числами , падежам. Языковед сознательно обходит препозитивних артикль как категорию, совершенно чуждую славянской языковой системе.

При изложении артикля Л. Зизаний впервые в нашем языкознании выделяет новый падеж - творителя (ъ) ный. В греческой языковой системе этого падежа не было. Латинские грамматики называли его сначала «шестым падежом», а затем - аблативом. Аблатив в латинских грамматиках имел различные значения, включая значения наших творительного и местного падежей. Одну из функций латинского аблатива Л. Зизаний открыл в славянской грамматической системе. Этот срок может быть критерием при датировке анонимных недатированных грамматических трудов XVI - начала XVII вв. Материалы, в которых имеется творительный падежъ, не могут быть созданы в 1595 - 1596 гг чего некоторые исследователи не учитывают (Аксенова). Подборка флексий дательного и местного в двойственное и многих существительных в числе стали, пожалуй, препятствием к выделению ученым отдельного падежа. В парадигмах специфические формы падежа языковед рассчитан при формах дательного.

Раздел «Ω имени» (44 - 89) объединяет существительные, прилагательные и числительные. Больше внимания уделено существительным, наименьшее - числительным.


Другие статьи по теме:
 «Грамматика Словенска» Л. Зизания
 Становление смыслового пространства КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ культурогенеза.
 ЖОРНА-БЛИН
 Конструирование базовых значений и смыслов через новую классификацию в научных исследованиях
 Особенности эллинистической культуры

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb