Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

«Грамматика Словенска» Л. Зизания

20-08-2017

Замысел выдать «Грамматику» как школьный учебник обусловил изложение ее в форме вопросов и ответов. Текст собственно грамматики - вопросы и дефиниции -. Подается на церковнославянском языке. Общие определения Зизаний переводит в начале книги (9 - 12), а иногда (например, на 19) формулирует староукраинском языке, была понятной и для белорусов. До определения добавляются многочисленные примеры, парадигмы.

Л. Зизаний достаточно хорошо отличал церковнославянский язык от живой и книжного украинского языка XVI в. В этом можно убедиться, сопоставляя грамматические определения и их староукраинские переводы, напр.: «Грамматика есть, из (ъ) вЂст (ъ) ное вЂж (ъ) ство, еже блгω глат и писать. Тол (ъ) кование. Игра (м) Матика естъ лен (ъ) ное вЂда (н) является, жебы (с) мы с (б) ре сказали и писали »(9). Однако четкой грани между церковнославянским и живым языком он не сделал. Церковнославянский материал автор взял из многочисленных рукописных книг XV - XVI вв., Друкив XVI в., Которые были в пользовании на Украине, в России и Белоруссии. Язык этих книг, вобрав в себя многие живомовних восточнославянских лексических, фонетических и грамматических элементов, во многом отличалась от той, которую представляют памятники XI - XIII вв. Часто написание «эрика» над концом состава после согласных внутри слова наталкивают на мысль, что ученый был знаком и с текстами, старыми XV - XVI вв. В правилах орфографии Зизаний обнаруживает знание особенностей редакций церковнославянского языка: «Канонъ ω Ж ... Сего ωбыкоша употреблАты людие се (р) бстиы, и Волохов въмЂсто у, ю» «Канонъ. ω А ... Никогдаже вначалЂ слова полагаетсА ... якоже ωбыкоша писцЂ писать великой ро (с) сиы ... »(175-180).

В теории Л. Зизаний имел образцы в тогдашних пособиях греческого и латинского языков. Но применять эту теорию для описания звуковой и морфологического строения церковнославянского языка Л. Зизания приходилось самому. Из предыдущих небольших рукописных статей и печатных книжек он мог почерпнуть немного. К нему более-менее была разработана только терминология (особенно во львовской «Грамматике» 1591 г.). Кое-что было сделано и в области правописания. Л. Зизаний первый из наших ученых попытался осмыслить звуковую (что осуществлялось тогда из-за орфографии) и морфологическую системы церковнославянского языка. В этом большое значение «Грамматики» Л. Зизания в истории восточнославянского языкознания. Ученый чувствовал специфические особенности славянской языковой системы, некоторые из них подчеркнул, однако он был слишком скован грамматической теорией своего времени, основанная на системе греческой и латинского языков.

Часть первая «Грамматики» Зизания - «Ω орθографиы (10 - 16),« есть пе (г) ваа часть Грамматики, которая на (с) Оучи (т) абы (с) мо каждой писма на эго мЂсцы писали ... »( 11), - очень краткая. Автор насчитывает в церковнославянском языке 37 «писменъ», куда, конечно, входят и по несколько букв для обозначения того же звука (напр.: й, и, v; о, ω, у, Ж, а, А и др.. ) или одна буква в обозначении сочетаний двух звуков (напр.: щ, ξ, ψ). Он выделяет 11 гласных и 25 согласных (разумеется, «писмен»). «Писмена» делятся на «Гла (с) наа ... коториы голос (ъ) себя выдаютъ» на «съгласнаА, коториы с (ъ) себя голоса и бе (с) гласныхъ нЂчого справоваты НЕ могутъ, якъ и тЂло бе (с) дшЂ ... », а« ГласнаА ... писмена, и гласъ подать могутъ сами ω себЂ и слогъ съставиты »(12). По Л. Зизания, одна буква - ъ может быть «гласъный же и съглас (ъ) ный» («гласный» - в первоначальном составе: съ чловека, «съглас (ъ) ный» - в конце слова: гласъ - 14). Так, Л. Зизаний еще признает элементы архаической орфографии. К согласных зачислено и ь, Л. Зизаний теоретической части «Грамматики» не смог дать должной квалификации буквам ъ, ь: указание на характер согласной (твердость - мягкость) автор отождествил с самыми согласными. Правда, в «Канонах орфографии» ученый пишет, что в конце слова ъ означает твердость, а ь - мягкость согласных, то есть осознает, что там это не звуки, а только буквы (178). В архаических элементов следует отнести и введение в разряд «громких» буквы, которой я сам Зизаний не употребляет. Искусственно, по образцу тогдашних греческих грамматик, Л. Зизаний разделяет гласные «долл. (ъ) ГАА, стран (т) каа и на двоевремен (ъ) НАА», причем неизвестно, почему в «долл. (ъ) гих» отнесены А, а к «двоевремен (ъ) ных» - Ж (13 - 15). По греческим образцам согласные буквы разделены на «простая», что «ни ω (т) ки (х) ины (х) състоА (т) СА, но сами ω себЂ сутъ», например, б, в, г, д и др. . «И сугубаА». В «сугубых» согласных, которые «ω (т) ины (х) писменъ състоА (т) СА», по этим же образцам относится s, с, ξ, ψ, но добавлено славянское щ, которая «ω (т) ш, и ч ... състависА »(15). Автор выделяет четыре «дифоонгы» - в, ы, ю, ıа, однако осознает их как диграмы: «О и в съвкуп (л) ши (с) съста (в) ругаю (т) в. Такωже ь и и ы, и и и о, съвокуп (л) шисА съста (в) ругаю (т) ю. Такω (ж) и и а, съста (в) ругаю (т), ıа »(16).


Другие статьи по теме:
 Становление смыслового пространства КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ культурогенеза.
 «ГРАМАТЫКА СЛОВЕНСКАЯ» И. Ужевича
 Эллинистической наука
 Современный пафос критики рационализма
 СЕКУЛЯРНЫЕ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ХАРАКТЕРА

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb