Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

«Грамматика Словенска» Л. Зизания

18-06-2017

Прошедший «мимошедший» время фиксирует нечленни и членные формы с суффиксами-въ и-ъ (в том числе-ший мужского рода - аналогия косвенных падежей и форм женского и среднего родов): явивы (и) или объявления (в) Объявления ( в) Шаа и объявления (в) ши; явившее (124), гласивы (и), или гласивъ, гласил (ъ) Шаа, гласившее (146), спасый, спа (с) ший, спасшы, или спа (с) Шаа , спасшее (134) и т.д..

Прошедший «непредильний» иллюстрируется старым формам с суффиксами-ь (членным и нечленнимы) и выровненными по аналогии формами с-ш-в мужском роде: явл (ъ) ший, явль, явле; явл (ъ) ши, аА, явл (ъ ) шее (124).

Но это распределение по временам не выдерживается. Например, «мимошедший» время слова гласит иллюстрируется формами гласивы (и), или гласивъ, гласил (ъ) Шаа; гласил (ъ) шее, а «непредильний» - възгласив (ъ) ший, въз (ъ) гласъшъ, възгласив (ъ ) ши, или въ (с) гласивъшаА, въз (ъ) гласил (ъ) шее (146).

В родительном падеже всех времен фиксируются только членные формы: явлАющаго, явлАющиА, явлАющаго (123) и т. д.

Так, Л. Зизаний заметил и обнаружил все типы церковно активных и часть пассивных причастий, но искусственно и не везде последовательно распределил их между настоящим и будущим, а также двумя прошлыми временами.

Автор осознавал, что этот раздел не охватывает всего о глаголе и причастие и не во всем совершенен, поэтому просит читателя не удивляться, «яко и пер (ъ) ваа естъ словен (ъ) скаА игра (м) Матика» (161). Он добавляет: «Подобает же вЂдаты, яко су (т) глаголы бе (с) ли (ч) ныА, яко скланАемыА, или стропы (т) ныА, яко (ж) и в (ъ) гре (ц) ко (м ) языцЂ. яко, подобает (т), достой (т), глю и реку. х (ь) же не канона, но потреблениА искати подобаетъ ... »(160).

В разделе «О предлозЂ» («часть слова скланАема, пре (д) иными слова час (ъ) мы полагаемых» - 162 - 166) Л. Зизаний насчитывает 17 предлогов, напр.: Въ, къ, съ, на, при, в, ω (т), изъ, чрезъ т.п., но фактически их здесь всего 16, потому что по повторяется дважды (по, которой, по на (с) и по, ведлугъ). Представлены и варианты некоторых предлогов - фонетические: пре (д), предо; по (д), подо, на (д), надо (но только ω) и словообразовательные: дЂ (л) имеет, дЂлА. При выделении предлогов Зизаний пошел за грамматикой 1591 г., а в последний предлоги безъ, кромЂ находятся среди «раздЂлителных» наречий, поэтому он их в своем списке не дает. Автор пишет, что «суть же и иныА нЂкиА части», которые могут называться предлогами, но они употребляются только «въ сложениы» (т.е. речь идет о префиксы): во (с), во (с) вышаю, о, проречение, пре, презирание, или, превелие, разъ, ра (с) грабленое (следовательно, собственно предлога возъ он не отметил). О употребление предлогов языковед говорит в подразделе «Ω сочин (е) ниы пре (д) логω (в)». Чтобы избежать недоразумений, исследователи памятники должны иметь в виду, что в Зизания нет отдельного падежа (он объединен с дательным), поэтому неудивительно, что «въ, съчинАе (т) СА» только «дате (л) ному и виновному ». Предложное управления изложены хоть кратко, но правильно. В параграфе о предлог къ читаем, что он «съчинАе (т) СА творителному, яко, къ тебЂ, къ мнЂ». Здесь, очевидно, допущена опечатка (под влиянием следующего параграфа о предлог съ), потому что нужно, конечно, «дателя (ъ) ном».

Небольшой и раздел «Ω нарЂчиы» - «часть слова нескланАема, пре (д) говорю (м), или по глаголЂ глаголема» (167 - [171]). Наречие характеризуется четырьмя категориями: «Видъ, начер (ъ) тание, Ра (с) суж (ъ) дение и ЗначениА». «Видω (в)» в наречия два - «пер (ъ) воωзбразный» (вчера, оутро) и «прои (с) во (д) ный» (мудрЂ, добрЂ) (непроизводные наречия иллюстрированы неудачно), «начертано» также два - «простоев» (крЂпцЂ) и «сложъное» (благочы (н) нЂ).


Другие статьи по теме:
 Украинская культура
 Этикет телефонного диалога
 Периодизация елинизму
 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ИВАНА ФЕДОРОВА
 Забота как свойство ума и его гипотетическая роль в ситуации астросоциологичного парадокса.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb