Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

«Грамматика Словенска» Л. Зизания

18-06-2017

В первой (да явила (ъ) бы (х) - 121, да быхъ гласилъ - 144) и третий (явила (ъ) бы - 121, [гласы] ла бы, ло бы. [Гла] силъ бы - 144) лицах единственного автор представляет собственное формы сослагательного наклонения, которые могли быть присущи как церковнославянском, так и живым украинским говор XVI ст. Но в двойственное (да бы явиховЂ, явиста бы, бы. - 121, да бы гласиховЂ, гласиста бы, гласиста бы - 144) и множестве (да быявихомъ, явись бы, явлений бы - 121, да бы гласихо (м), систе бы, я бы - 144) автор предлагает искусственные формы - сочетание живомовних условной доли бы с формами аориста.

Искусственностью отмечаются и формы «протяженном» (да бы явлА (х) явлА (л) бы ecu, ла. Ло, явлАше бы. Бы; да бы явлАховЂ, ва бы. Ста бы, явлАста бы; да бы явлАхо (м), ясте бы, явлАху бы - 121; да бы глашахо (м), сте бы, ху бы, я бы - 145) и «пресовершенного» (да бы яв (ъ) Лаа (х), явлАл (ъ) бы ты, а . ло; явлАше бы - 122 и т. д.) времен, образовано с помощью да в сочетании с украинскими условной долей бы и обычными формами действительного образа в «Грамматике» Л. Зизания.

С нетематических глаголов ученый выделяет и представляет только парадигмы «осущественного глагола" быти в конце раздела о глаголе и причастие. Формы единственного и множественного числа настоящего (есмъ, ты, естъ; есмо, [ЕСМ] ы, есте, суть - 157) и будущего (буду, будеши, будет (т) будет (м), будете, будутъ - 158) времена этого глагола в «Грамматике» Л. Зизания целом церковнославянские, хотя в них отражается влияние живого языка (есмо), в том числе юго-западных украинских говоров (сутъ вместо суть; видимо, по аналогии с этой формы предлагается и естъ вместо есть) .

Поплутання форм аориста, имперфекта и перфекта наблюдается в следующих Зизания формах «мимошедшего» и «протяженном» времен, представленных почему-то вместе: бЂхъ, и бы (х), былъ еси, бЂ, и Баше: бЂховЂ, бЂста, бЂста; бЂхо (м ), бЂсте, бЂху, или на А (157). Наконец, такие же смешанные формы (с преобладанием аористних) выступают и в парадигме (напечатанной без форм множественного числа) «непредильного» времени этого глагола: быхъ, бы (л) еси, и Баше и бысть, и Баше; быховЂ, бысть, бысть ( 157).

По образцу тогдашних грамматик греческого языка, в том числе и львовской 1591 г., Л. Зизаний приводит глаголы в форме «непредильного», или «необавного» способа (то есть в неопределенной форме) в настоящем - явлАты (122), спасать (133) , въставаты (141), глашати (145) и др.., будущем - представить (122), спасти (133), востаты (141), гласит, или въ (с) гласит (145), хотЂты драться (156) и др. . и (в отдельных случаях) в «непредильному» времени - явленную быти (129), спасены быти (137). При определении категорий глагола и дефиниции понятия «неопределенного» способа ученый употреблял только введенный им термин «непредЂлный» («образъ»), однако он чувствовал, что этот термин не очень удачный (совпадал с названием одного из времен), поэтому при подаче примеров он последовательно рядом со своим дает и срок грамматики 1591 - «неωбавный».

В этом искусственном различении, чужому славянском инфинитива, снова бросается в глаза то, что для различения времен автор применяет видовые пары: несовершенного вида для настоящего, совершенного - для будущего (кроме соединения с глаголом хотЂты). Особенно ярко неестественность для славянской системы различения основ инфинитива по временам демонстрируют двосливни конструкции в Л. Зизания представляются как инфинитив «непредильного» времени.

Вместе с глаголом Зизаний преподает и «причастие» - «часть слова скланАема, причащающаАсА свойству гла и имена» (123), которое характеризуется восьми категориям: «родъ, Видъ, Начертание, Число, Падежъ, время, Залогъ и Супружество». Детального рассмотрения причастных категорий грамматист не дает. В качестве примеров причастий всех сословий, за несколькими исключениями, подаются только активные причастия. Это произошло из-за того, что автор тесно связывает категорию состояния причастий с выделенными состояниями глаголов и формальными показателями этих состояний, ср.: «ПричастиА дЂлател (ъ) наго залога» - явлААй, явлАющы, явлАющее и «причастиА страдают (л) наго »- явлААйсА, явлАющисА, явлАющеесА, но Спасайся, или спасаемый; биАйсА, или биющийсА и биваемый. Страдательных причастий на-нъ,-тъ в форме прошлых времен нет совсем. На их месте также представлены формы активных причастий с долей са (бивыйсА).

Полных парадигм причастий в «Грамматике» нет. Л. Зизаний подал причастия только в именительном и родительном падежах единственного числа мужского, женского и среднего родов.

Под влиянием греческой системы ученый выделяет в причастий парадигмы будущего и двух прошлых времен, тогда как славянские причастия от первых памятников фиксируют только формы настоящего и общего прошлого времен. В настоящем автор приводит членные формы мужского рода с новым обобщенным-Ай (явлАй - 123, явлААйсА - 129, глашаАй - 146 и т.д.), членские среднего (явлАющее - 123, глашающее - 146) и нечленни женского (явлАющы - 123, биющы - 153). Форм будущего времени уже не было в старославянском языке, и Л. Зизаний как интерпретирует членные формы, в том числе и выровненные по аналогии формы мужского рода настоящего времени: явлАющий, явлАющаА, явлАющее (124), биемый, биемаА, биемое ( 157).


Другие статьи по теме:
 Эллинистической религия
 Конвенционализм
 ИСТОЧНИКИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ (xi-xiii вв.)
 ТРАКТАТ «О ОСМИХЪ ЧАСТЕХЪ СЛОВА»
 Выдающиеся шедевры культуры эпохи Возрождения

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb