Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Грамматика М. Смотрицкого

18-06-2017

Среди староукраинских лингвистических произведений видное место по праву занимает «Грамматики славенских правилно Сvнтагма» (далее - «Грамматика») Мелетия (Максима) Герасимовича Смотрицкого. Она долгое время влияла на развитие лингвистической мысли славянских народов и сыграла выдающуюся роль в теоретической подготовке грамматик восточнославянских языков и лингвистической славистики, в истории образования и языкознания украинского, русского, белорусского, сербского, хорватского, болгарского, молдавского и румынского народов. «Грамматика» выросла на почве восточнославянской филологии. На фоне предыдущих и последующих грамматических трудов ярко вырисовывается ее основополагающее значение в истории отечественного и славянского языкознания.

Жизненный путь автора «Грамматики» - одного из самых украинских филологов конца XVI - начала XVII вв. - Сложный и противоречивый. Биография и наследие М. Смотрицкого достаточно хорошо изучены (Нимчук 1979, 8).

Мелетий (светское имя - Максим) Герасимович Смотрицкий родился в 70-х гг XVI в. (Исследователи называют разные даты между 1572 - 1579; вероятной датой, очевидно, является 1577 г.). Отец его долгое время был писарем в г. Каменке (Подольском). Князь Константин Острожский пригласил в 1576 ρ. Γ. Смотрицкого в Острог на Волыни, где он стал ректором местной школы. В связи с этим (в зависимости от конкретной даты) М. Смотрицкий мог родиться в местечке Смотриче (теперь с. Дунаевецкого района Хмельницкой обл.) Или в г. Каменец или даже в Остроге.

Сначала М. Смотрицкий учился в Острожской школе у ​​своего отца Г. Д. Смотрицкого и грека Кирилла Лукариса и получил глубокие знания церковнославянского (словенороский) и греческого языков.

После смерти отца (ок. 1594 г.) князь К. Острожский отдал способного юношу на учебу в Виленской академии. Недавно имя Смотрицкого обнаружены в древних списках студентов этого учебного заведения («Цравда», 19.11.1980, 6). После ее окончания в 1600 p. M. Смотрицькнй стал домашним учителем детей князя Соломерецького в Баркулабови (около Минска). Вместе с сыном князя Богданом путешествовал за границей, слушал лекции в университетах, в частности в Лейпцигском,

Виттенбергском и Нюрнбергском. Очевидно, за рубежом М. Смотрицкий получил ученую степень доктора медицины. Около 1608 г. он вернулся в Вильно. Будучи членом братства, М. Смотрицькин, наверное, преподавал в Виленской братской школе. Здесь он активно включился в борьбу против унии. Под псевдонимом Теофил Ортолог в 1610 г. Смотрицкий напечатал свой выдающийся полемическое произведение «Тренос» (Θρηνος, «Фринос»), что свидетельствует о високоосвиченисть (ссылается примерно на 140 авторов) и глубокий патриотизм полемиста, который призвал народ к активной обороне своих прав. Королевские власти прибегли к репрессиям. Чтобы избежать ареста, М. Смотрицкий вернулся из Свободная на Украину. Видимо, некоторое время работал в Острожской братской школе. Примерно в 1615 - первой половине 1618 p. M. Смотрицкий преподавал в недавно образованной Киевской братской школе церковнославянский и латинский языки. Он был одним из первых ректоров этого учебного заведения. Но связей с Вильном не порывал: в 1616 г. в его переводе здесь выходит «Евангелие Учительное ... Калисто». В виленском Святодуховского монастыря Максим Смотрицкий постригся в монахи, приняв монашеское имя Мелетий. 1619 в г. Евьи у Свободная вышла знаменитая работа М. Смотрицкого «Грамматики СлавенскиА правилно Сvнтагма». Некоторые биографы ученого-писателя пишут, что в 1617 - 1620 рр. М. Смотрицкий составил лексикон, но никаких следов этой работы не сохранилось (Нимчук 1979, 15). Биографы ученого сообщают, что М. Смотрицкий еще раньше написал и 1615 г. под заголовком «Institutionum linguae graecae libri duo» издал в Кельне грамматику греческого языка (Возняк 1911, 50). Необходимо отметить, что 1618 г. в городке Евьи вышел «Букварь Языка славенска. Письменной чтениА оучитисА хотАщимъ, в (ъ) полезной руковожение ». После букварного материала в книжечке под названием «Парадигмата» напечатано образцы пяти склонений имени (существительных и прилагательного), а под заголовком «Спрягание» - отличие глагола быти во всех формах, формы причастия и деепричастия этой лексемы. Букварь сохранился в двух экземплярах (в Копенгагене и Лондоне) (Ботвинник 1983, 62). И выделение пяти отличий, и сроки спрягание, дЂепричастие, безусловно, указывают на то, что эта часть букваря принадлежит М. Смотрицкого. Ученый создал новый срок букварь (от буква «буква»), впоследствии вытеснил все остальные, менее совершенные названия элементарных учебников для обучения письму - азбука, грамматика, которые принимались и для обозначения других объектов (тех, что и сегодня).

В 1620 г. М. Смотрицкий едет в Киев, где его назначают архиепископом полоцким епископом витебским и Мстиславским. М. Смотрицкий развернул активную деятельность против унии. За это он подвергся жестоким преследованиям со стороны королевских властей и униатской церковной иерархии. М. Смотрицкий издал ряд произведений, написанных с большим литературным и научным талантом, в которых показывает произвол королевских властей и преследования украинского и белорусского православного населения.

В начале 1624 p. M. Смотрицкий отправился в путешествие на Ближний Восток: посетил Константинополь, Палестину, Египет. Весной 1625 p. он вернулся в Киев. В Киеве М. Смотрицкого встретили настороженно из-за слухов о его приверженности к унии. Он привез от константинопольского патриарха К. Лукариса грамоты, ограничивавших автономию ставропигиальный братств, поэтому М. Смотрицкому неловко было возвращаться в свой виленский монастырь. Затруднительным положением М. Смотрицкого и недоверием к нему воспользовались униаты, которые обещали ему свободное место в Дерманском монастыре на Волыни.

В июне 1627 г. он перешел на сторону унии. Современный биограф М. Смотрицкого K. C. Прокошина считает, что основным мотивом его перехода в унию были классовые интересы среднего обществе, к которому он принадлежал, что с течением времени от открытой оппозиции и протеста против лишения своих привилегий и прав перешел на реакционные позиции примирения и предательства национальных интересов ради экономических и политических выгод. При этом определенную роль сыграло воспитание, постоянные преследования и гонения Смотрицкого, тяжелое материальное положение (Прокошина, 152 - 153). В течение 1628 - 1629 рр. издал несколько книг, в которых пытался оправдать свой поступок, агитировал за унию, критиковал православных полемистов, в том числе и свои предыдущие произведения.

Деятельность М. Смотрицкого в пользу унии потерпела крах. Умер М. Смотрицкий 27 декабря (по новому стилю) 1633 (см. Короткий, 183 - 184). В отметке против имени Мелетия - «Дерманскаго Смотрицкаго преставися в 1638 декабря 13», сделанной в помьянику Дерманского монастыря (Древ. вол. Пом., 19), - очевидно, ошибка публикаторов или печатников (цифра 3 вместо 8). На портрете М. Смотрицкого, принадлежит кисти неизвестного мастера XVII в., Написано: XXXIII X bris [di] e XXVII, есть [16] 33, декабря дня 27 (портрет хранится в Государственном историческом музее в Киеве). Похоронен М. Смотрицкий в Дерманскому монастыре.


Другие статьи по теме:
 «ΓΡΑΜΜΑΤΙΚΑ доброглаголиваго Эллы-СЛОВЕНСКАГО ЯЗЫКА»
 СЕВ Хлеб
 Градостроительства и архитектуры. Скульптура
 Конструирование базовых значений и смыслов через новую классификацию в научных исследованиях
 ХОЗЯЙСТВО

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb