Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Грамматика М. Смотрицкого

23-04-2017

К четвертой отмены, за Смотрицким, относятся существительные чел. рода (Пастырь, мАтежъ, свЂдитель, ходотай, иерей, мравий, зной, крагуй, любодЂй) и средн. рода (знамение), т.е. слова кол. -Jo-основ. Здесь представлены также парадигму существительного древодЂлА кол. -Ja-основы. Много внимания автор уделил склонению слов греческого происхождения. Отдельно, как и во II склонении, выделено односложные существительные, которые могут «растворАема быти» (то есть иметь в парадигме элемент-ов-/-ев-) кол. -Jo-основ (врач). Парадигма существительного чел. рода кол. -И-основы г (с) дь подается как гетероклитика этой отмены. Примером собирательных существительных III склонения, которые имеют только формы множественного числа, есть слово камение. В парадигме единственного числа существительных IV склонения не заверяются формы, не свойственные старославянском языке. Это понятно, ибо современные восточнославянские языки хранят древние окончания. А в родных Мелетиевих юго-западных говорах и теперь выступает окончание-и в местн. падеже. Ученый под влиянием живого языка предлагает отменять по образцу Пастырь слово кол. -И-основы тать и-n-основы камень, а по образцу мАтежъ - существительное кол. -И-основы путь. Правда, в специальном замечании он говорит, что «ВСА на / нь кончащаАсА склонениА сегω имена / чистЂе родителный единственный сходить творя (т) на / е, нежели на / А: якω, корень / корне: степень / степени: камень / камне: день / дне ... ». Но во множестве существительных этой отмены наблюдаются формы, не применяемые или редко употребляемые в тех. Или иных словах старославянского языка. Именительный падеж имеет параллельные-ия и-е (пастырие - Пастырь, мАтежие - мАтеже, свидЂтелие - свидЂтеле; пор. Ст. Сл. Мытаре,-и, дЂлателе, но мЖжы). Окончание-ие распространилось по образцу существительных чел. рода кол. -И-основы (ср. ст. Сл. ПЖтие). Флексию-е существительных с суффиксами-тель,-арь распространено на все слова с конечным и (ходатаем, мравие, зное и др..; Пор. Ст. Сл. Краы). Древней формы на-а нет ни в одной парадигме. В род. падеже IV отмены существительные принимают преимущественно параллельные окончание-ей и-ь (в то время уже чистая основа): Пастырь - Пастырь, мАтежей - мАтежь подобное. Окончание-ей введено под влиянием существительных чел. рода кол. -И-основы (ср. ст. Сл. ПЖтей) и живой речи, в которой существительные кол. -Jo-основы тоже частично подлежали этому влиянию (см. совр. Лошадей, людей и проч.). Дательный падеж имеет общее для всех существительных древнее окончание-емъ (пастыремъ, ходотаемъ), которое поддерживалось живыми юго-западными наречиями (ср. совр. Диал. Дить, плечом и др.. - Мельничук, 65). Параллельные формы на - (ь) мы кол. -И-основы чел. рода и основ на согласный, а также давнее-и кол. -Jo-основ представляет автор в ор. падеже: пастырмы - Пастырь, мате (ж) мы - мАтежы др. (см. ст. сл. дьньмы, пЖтьмы, мЖжы). Формы с - (ь) мы внедрены не без влияния живого языка (ср. совр. Лошадьми, деньгами, людьми и проч.). Старое окончание-ихъ выступает только рядом с-ехъ в парадигме знамение - знамениихъ. Здесь царит флексия-ехъ, взята из парадигмы существительных чел. рода кол. -И-основы (ср. ст. Сл. ПЖтехъ,-ьхъ) и основ на согласный (ср. ст. Сл. Дьнехъ,-ьхъ) и поддерживаемая живыми юго-западными наречиями (ср. совр. Диал. На дитьох, крижох т.п.) (там же). Возможно, живые говоры побудили М. Смотрицкого дать парадигму существительного древодЂлА в IV отмене (см. в закарпатских говорах старости и старостовы, старостой и т.п.). В парадигме словам врача, кроме новшеств, отмеченных в других словах IV отмены, привлекают внимание параллельные окончания в дал. единственного числа (врач - врачеве) и наз. (Врачие - враче - врачеве) и род. (Врач - врачевъ) множества. Тенденция к распространению окончаний существительных кол. -U-основы на существительные кол. -О-и-jo-основ засвидетельствованная еще старославянскими памятниками (Вайан, 112 - 114). Однако и здесь, вероятно, определенную роль в их введении сыграл влияние живой речи, особенно юго-западных говоров (ср. совр. Пахарю, пивд.-зап. Диал. Пневмо юношу и др..; Бояров, сыны, господа и др.. - Верхратский, 45 - 46; совр. пахарей и т.д.). Переплетение аналогий в существительных чел. рода кол. -О,-jo-основы и-u-основ находим в парадигме слова г (с) дь. Колебания флексий между типами на-ь и-ъ в этом слове было уже в старославянских текстах (Вайан, 123).

Пятая отмена в «Грамматике» - отмена «именъ Прилагателныхъ троегω ωкончениА», т.е. прилагательных, имеющих отдельные истечения их. Для удобства изложения автор распределяет прилагательные на три группы, обещая сначала подать парадигмы «Совершенныхъ, Отименны (х) ъ, Числителны (х), Чинителны (х), Вопросителны (х) и Ω (т) вЂщателны (х)», после них «Отчеименны (х) или ПритАжателны (х)», затем «Отечествны (х) и язычески (х)», в конце - «Нарицателныхъ прилагателны (м) (!) женскимъ подобны (м)», собственно субстантивированных прилагательных. Однако такой порядок изложения не сохранен. М. Смотрицкий почувствовал, что числительные имеют свою специфику и парадигмы их привел в конце. О склонения «Чинителны (х)», т.е. порядковых, числительных автор ничего не пишет. Не подан и «Вопросителны (х)» прилагательных. «Ω (т) вЂщателн»-и прилагательные - это, наверное, те, что приводятся в гетероклитикы - весь, обой, четверо. Происхождение членных и нечленних прилагательных автору не было известно. Нечленни формы, по М. Смотрицким, возникают из-за апокопа («оусЂчение»).

Приведены в «Грамматике» образцы склонения основных семантических групп прилагательных твердой и мягкой групп во всех родах, числах членные и нечленнои форм (конечно, если они представлены в определенных группах): стый - стъ, блгий - благъ, Ныщий - нищъ, сновные - сновень, Божий; Варнавинъ - Варнавль, Павловъ - Павел, Российский - Рωссийскъ.


Другие статьи по теме:
 Забота как свойство ума и его гипотетическая роль в ситуации астросоциологичного парадокса.
 Этикет телефонного диалога
 Мир и человек в архаической культуре
 Периодизация елинизму
 Керамика Коломийщини

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb